Тема: «Насекомые»
Цель: Дать
понятие о насекомых, среде их обитания, приспособление их к среде обитания, их
необходимости.
Задачи:
Познакомить учащихся с насекомыми, как классом
членистоногих животных.
Развивать речь, память, внимание.
Воспитывать познавательную активность, любовь
к животным.
Ход урока:
I.Организационный момент.
1.Повторение изученного.
1.Как называют животных,
которые кормят своих детей молоком? (млекопитающие)
2. Как называется группа животных, имеющих оперенья? (птицы)
3. Почему лягушек называют земноводными? (могут жить и в воде и на суше)
4. .Как называют животные, которые передвигаются ползком? (пресмыкающиеся)
5. Как называют животных, у которых есть плавники и жабры? (рыбы)
2. Как называется группа животных, имеющих оперенья? (птицы)
3. Почему лягушек называют земноводными? (могут жить и в воде и на суше)
4. .Как называют животные, которые передвигаются ползком? (пресмыкающиеся)
5. Как называют животных, у которых есть плавники и жабры? (рыбы)
Игра « Найди лишнее животное»
Медведь, волк, лиса, белка (белка-не хищник)
Олень, овца, корова (олень-дикое травоядное, а остальные домашние травоядные млекопитающие)
Змея, ящерица, лягушка (лягушка - не входит в группу пресмыкающихся)
Медведь, волк, лиса, белка (белка-не хищник)
Олень, овца, корова (олень-дикое травоядное, а остальные домашние травоядные млекопитающие)
Змея, ящерица, лягушка (лягушка - не входит в группу пресмыкающихся)
Работа с календарём природы.
- Какое
сейчас время года? (зима)
- Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь февраль)
- Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь февраль)
- Какие изменения происходят
в неживой природе с приходом зимы? (становится холоднее, падает снег, день
становится короче, солнце светит, но не греет)
Фиксирование в календаре
природы.
- Какие изменения происходят
в живой природе?( звери залегают в спячку, клесты выводят птенцов)
II. Сообщение темы и цели
урока.
– Сегодня мы познакомимся ещё
с одной группой животных, а кто относится к этой группе, вы узнаете, если
отгадаете загадки.
III. Изучение нового
материала
Игра «Отгадай насекомое»
От цветка к цветку летает,
Утомится – отдыхает (бабочка)
Не жужжу, когда сижу, От цветка к цветку летает,
Утомится – отдыхает (бабочка)
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь
Тут уж вволю нажжужжусь (жук)
С ветки на тропинку
С травки на былинку
Прыгает пружинка
Зелёная спинка
(кузнечик)
Не змея, а жалит
(оса)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик
(стрекоза)
Не птица, а с крыльями
Над цветком летает,
Медок собирает
(пчела)
Насекомые- маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день. Живут в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от жарких стран до границ льдов на севере.
-Назовите вредных насекомых (жук листогрыз, комары, муха цеце)
- Назовите полезных насекомых. (жук-жужжелица, жук- «пожарник», муха-журчалка)
Сказка «Спор животных» собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные… - Что решили животные?
Вывод: насекомые все нужны.
Насекомые от слова насекать (на теле есть полоски как насечки)
Определение признаков насекомых.
По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.
1 признак
«6 ног»
- У разных видов
насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью
лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы
используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи
совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для
плавания
- Так чем же
отличаются насекомые, от других групп животных?( наличием 6 ног)
2 признак
- Но не только
этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части
тела насекомых.
- Какие части тела
насекомого вы видите? (голова,тело,лапки…)
Выставляются таблички.
«голова»
«грудь»
«брюшко»
-
Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых?(тело разделено)
Физминутка «Кузнечики»
Поднимаем плечики,
Прыгают кузнечики
1,2 сели,
Травушку поели
Тихо, тихо высоко
Прыгаем на носках легко
Поднимаем плечики,
Прыгают кузнечики
1,2 сели,
Травушку поели
Тихо, тихо высоко
Прыгаем на носках легко
4. Питание насекомых
- А чем питаются
насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)
- У меня в руках
губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых?(похожи
на то, как питаются насекомые)
- Челюсти
кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки
- Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает
кровь
- Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как
губка
- Могут ли так же
питаться звери? рыбы? птицы?(нет не могут)
3 признак насекомых
(наличие усиков)
- А чем питаются ночные бабочки? (нектаром).
- А как они ночью находят нужный цветок? Ведь
ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. ( Им
помогает запах).
- Но ведь носа у
насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.
- Усики
характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске).
4 признак
(наличие двух пар крыльев)
-Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются
насекомые от других групп животных?(6 ног,две пары , есть усики, строение тела
другое)
- Что помогает их передвижению?(крылья)
- У животных, какой группы тоже есть крылья?(у птиц) Сколько их?(пара)
- Посчитайте,
сколько крыльев у насекомых?(4 крылышка)
Появляется
табличка «две пары»
- А теперь
перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые»
Узнай животных по описанию.
Я плету красивую, легкую сеть. Чтобы поймать
себе на обед насекомых. Я не летаю, а тихонько жду, когда кто-нибудь попадет в
мою ловушку. У меня восемь ног. (Паук) Мое тело покрыто пушком. Мой звук –
жужжание. Только я могу добраться до пыльцы цветков клевера своим длинным
хоботком. У меня шесть ног и есть крылышки. (Пчела, шмель) Я быстро летаю и
умею бегать по потолку. Очень люблю, когда оставляют крошки на обеденном столе.
(Муха).
- А теперь подумайте, как же
зимуют насекомые?( прячутся в кору деревьев)
Как только лето
начинает идти на убыль, насекомые, как и многие другие животные, начинают
готовиться к зимовке. Происходит это по-разному.
Оказывается, большинство взрослых насекомых до зимы не доживает. Продолжительность их жизни обычно невелика – от нескольких месяцев до одного-двух дней. Некоторые насекомые, выйдя из оболочки куколки и отложив яйца, тут же умирают. Другие, лежат себе где-то за отслоившимся кусочком коры, и нипочем им зимняя стужа. Ну а те насекомые, которым надо дожить до весны, усиленно нагуливают жир и избавляются от воды. От всей воды, конечно, избавиться невозможно, иначе организм погибнет. Поэтому они вырабатывают вещество, препятствующее замерзанию.
Оказывается, большинство взрослых насекомых до зимы не доживает. Продолжительность их жизни обычно невелика – от нескольких месяцев до одного-двух дней. Некоторые насекомые, выйдя из оболочки куколки и отложив яйца, тут же умирают. Другие, лежат себе где-то за отслоившимся кусочком коры, и нипочем им зимняя стужа. Ну а те насекомые, которым надо дожить до весны, усиленно нагуливают жир и избавляются от воды. От всей воды, конечно, избавиться невозможно, иначе организм погибнет. Поэтому они вырабатывают вещество, препятствующее замерзанию.
Работа в парах.
Дополните потешку и соедините
с нужной картинкой:
Ла – ла – ла, на цветке
сидит….. (пчела)
Са – са – са, не дает нам спать …..( оса)
Вей – вей – вей, травку тащит…..(муравей)
Са – са – са, не дает нам спать …..( оса)
Вей – вей – вей, травку тащит…..(муравей)
Укажи
цифрами порядок событий. Что бы ты посоветовал ребятам? ( Никогда не ловить
бабочек).
Беседа по охране насекомых.
-Вопрос об охране редких
насекомых в общегосударственном масштабе встал сравнительно недавно. Именно
поэтому они не были включены в первое издание Красной книги, вышедшей в 1978
году. В то же время, некоторые насекомые в последние десятилетия стали большой
редкостью, а ряд видов, возможно, даже исчез.
-Почему? (люди их уничтожают,
ловят для собственной забавы, уничтожают их среду обитания)
-Да, в основном в результате хозяйственной
деятельности человека, уничтожившего места обитания животных и их самих.
Подлежат охране полезные для человека насекомые, в первую очередь хищные и
паразитические, уничтожающие вредных для человека членистоногих, а также
опылители растений и производители полезных продуктов. Охраняются также редкие
и исчезающие виды насекомых /их более 200 видов/. Среди них: бабочка – мертвая
голова, бабочка махаон, траурница японская и другие виды.
- В последнее время набирает
обороты движение по созданию региональных Красных книг. Значение таких изданий
, и в частности насекомых, данного региона не подлежит сомнению, так как это
является первым шагом к их реальной охране.
-Что мы с вами можем сделать
для охраны насекомых? (рассматривание иллюстраций)
( не
ловить насекомых, не наступать, создать свою Красную книгу города, вести акции по охране насекомых, буклеты о
правилах поведения в природе)
IV Итог урока.
Продолжите предложение«Я узнал», ( новое о насекомых)
«Я повторил», ( группы животных)
«Я удивился», (как зимуют, чем и как питаются)
«Я запомнил». ( чем насекомые отличаются от других животных, необходимо их охранять)
Немає коментарів:
Дописати коментар