Урок
литературного слушания в 1 классе
Тема: В.
Чаплина «Мушка»
Перечень учебного материала: «Учебная хрестоматия.
Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс» Л. А. Ефросинина, «Рабочая тетрадь.
Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс» Л. А. Ефросинина, пословицы
Оборудование: ¼ белого листа и цветные карандаши для каждого
ученика; ПК, проектор, экран; степлер.
Ход
урока:
I.
Вступительный
этап. (На данном этапе идёт формирование учебного умения:
умения работать с учебной книгой)
Учитель. – С каким новым произведением мы сегодня познакомимся?
Дети с помощью учебного
пособия определяют название: читают заглавие и определяют авторскую
принадлежность.
II.
Упражнения
по формированию специальных умений. (Учебные умения: формирование читательских
умений (называть фамилию автора и заголовок ещё непрочитанного произведения)
Учитель. – Обозначьте на своих листочках-обложках автора и
заглавие данного произведения.
Дети записывают в верхней
части листка В. Чаплина, а в нижней – «Мушка».
Учитель. – Давайте проверим, что у вас написано. Назовите
автора. Заголовок. (Проверка осуществляется одновременно с экраном, на котором
учитель выводит правильную информацию)
Учитель. – А что вы не изобразили? Почему?
Дети. – Заместителя жанра. Потому что, не прочитав
произведения, мы не сможем определить жанр.
Учитель. – Итак, я вам читаю, а вы слушаете.
III.
Слушание
произведения. (Учебное умение: слушать и
слышать читаемое)
IV.
Выявление
первичного восприятия произведения. (Учебные умения: участвовать
в диалоге, отвечать на вопросы учителя, соблюдать простейшие нормы речевого
этикета, слушать и понимать речь других. Учебная задача: учить
воспринимать произведения о сверстниках и выражать своё отношение к ним и их
поступкам)
Учитель. – Поделитесь впечатлениями об услышанном. Что вам
понравилось? Что не понравилось? Что удивило? Какое чувство вызвало это
произведение? (жалость, радость, восторг, страх)?
V. Упражнения
по формированию специальных умений. (Формирование читательских умений: определять
жанр и тему услышанного произведения; учебная задача: закрепить понятие «рассказ», учить определять особенности рассказа)
Учитель. – Что я вам прочитала: сказку,
пословицу, рассказ, стихотворение?
Дети. – Рассказ.
Учитель. – Докажите, что это рассказ.
Дети. – История
правдивая. События происходят очень быстро.
Учитель. – Обозначьте заместителя.
Какого заместителя вы изобразили?
Дети. – Прямоугольник. (На экране
– прямоугольник)
Учитель. – О ком этот рассказ?
Дети. – О собаке. О девочке и
собаке.
Учитель. – Закрасьте прямоугольник.
Каким цветом вы воспользовались? Почему?
Дети. - Это рассказ
о детях, значит используем жёлтый цвет. Рассказ о животных, значит раскрасим коричневым
цветом. Это рассказ о девочке и собаках, значит нужно закрасить половину фигуры
жёлтым цветом, а вторую половину – коричневым.
Учитель. – Прочитайте по своим обложкам название произведения.
На экране и у детей обложки,
которые имеют такой вид:
В. Чаплина
Мушка
|
Дети. – Мы прочитали рассказ В. Чаплиной «Мушка». Этот
рассказ о дружбе детей и животных.
V. Повторное чтение. (Учебная задача: развитие внимания к
содержанию произведения. Учебное умение: слушать и слышать
читаемое)
Хорошо читающие дети читают
по абзацам цепочкой.
VI. Упражнения в чтении. Лексическая работа. (Учебная задача:
овладение одному из основных видов чтения – изучаемым; обогащение словарного
запаса)
Учитель. – Некоторые слова и выражения могли
показаться вам непонятными. Поработаем над их лексическим значением. (На экране
появляются
слова. Дети их читают и объясняют их значение. Учитель читает предложение, в
котором встречаются трудные для понимания детей слова).
заводить (в доме собаку) – брать в дом,
держать;
тугим (колечком завивался хвостик) – плотным, крепко закрученным;
очень забавная собачка – интересная;
собака растерялась – не знала, как поступить от
неожиданности;
загородить (девочку) – закрыть собою;
подоспел (хозяин) – пришёл вовремя, в нужный момент.
VII. Работа с содержанием произведения. (Учебные задачи: учить
выражать своё отношение к героям и их поступкам; учить воссоздавать образы
героев (описание внешнего вида, поведения); воспитывать
любовь и заботливое отношение к животным; учить составлять план и пересказывать
подробно; овладение поисковым чтением. Учебные умения: формирование
первоначального умения анализа произведения; высказывать своё отношение к
героям и их поступкам; участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя,
товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, слушать и понимать речь
других; пересказывать подробно отрывок рассказа)
В ходе беседы, дети называют
слова, характеризующие Мушку с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые учитель фиксирует на доске.
Учитель. – Откройте тетради на с. 36, задание №1. Назовите
героев рассказа. Подчеркните.
Учитель. – Как начинается рассказ?
Дети. – Люда принесла домой маленькую чёрную собачку.
Учитель. – Как назвали собачку?
Дети. – Мушка.
Учитель. – Почему ей дали такое имя?
Дети. – Мушка – это маленькая муха. Собачка тоже была
маленькой.
Учитель. – Давайте составим схематический план. Вы на обратной
стороне листочка, а я на экране.
Люда и Мушка
|
Учитель. – Задание №2 (по тетради). Как выглядела Мушка?
Прочитайте.
Дети. – Она была грязная, худая и хромала. Была забавная,
но пугливая.
Учитель. – С кем её сравнивали во дворе? (с зайцем). Почему?
(всего боялась). А почему она всего боялась?
Дети. – Когда она жила на улице, её обижали. У неё не было
хозяина, её никто не любил.
Учитель. – Давайте отметим следующую часть. Как её назовём?
Во дворе
|
Люда и Мушка
|
Учитель. – Как изменилась Мушка, пожив некоторое
время в доме?
Дети. – У неё шёрстка
стала пушистой, блестящей. Она перестала хромать. Хвостик завивался тугим колечком. Стала забавной. За ней
ухаживали, её любили, и она знала, что доставляет радость тем, кто был её другом.
Учитель. – А какой Мушка показана в конце рассказа?
Дети. – Храброй, смелой.
Учитель. – Какой поступок это доказывает? Давайте прочитаем.
(Читают вслух дети).
Учитель. – Почему маленькая, пугливая собачка бросилась на
большую страшную собаку?
Дети. – Преданность, любовь к девочке.
Учитель. – Перестала ли бояться Мушка эту собаку? (нет)
Учитель. – Прочитайте, как она себя вела в этот момент. (дрожа
от страха)
Учитель. – Почему Мушка вынуждена была преодолеть свой страх?
Дети. – Люда, её хозяйка, которая Мушку так любила и
защищала, теперь сама нуждалась в защите: девочка упала, а собака уже
собиралась её покусать.
Учитель. – Какой показана собака, в поединок с
которой вступила Мушка? Дети. – Огромная серая собака, бросившаяся к детям и
испугавшая их. Дети испугались и побежали.
Учитель. – Почему большая собака отступила перед
маленькой?
Дети. – Она удивилась её храбрости:
дрожащая от страха собачка «не отступала перед ней и всё старалась загородить
собой упавшую девочку».
Учитель. – С чем автор сравнивает Мушку,
подчёркивая, что силы неравные?
Дети. – С маленьким чёрным шариком, а та собака огромная.
Учитель. – Как же мы можем охарактеризовать этот
поступок собачки?
Дети. – Она совершила подвиг. И
толкнула её на этот подвиг любовь.
Учитель. – Как озаглавим эту часть?
Люда и Мушка
|
Во дворе
|
Злая собака и Мушка
|
Учитель. – Обратите внимание на слова, которые я
выписала на доску: лапка, кусочек, колечком, маленький, шарик и т.д. Их в
рассказе очень много. Почему?
Дети. – Автор хотел показать своё
доброе, ласковое отношение к Мушке. Они вызывают и наше
отношение к Мушке.
Учитель. – Что можете сказать о Люде?
Достойна ли она того,
чтобы ради её спасения Мушка рисковала собою? Докажите, что сначала Люда
защищала собачку не менее самоотверженно, чем потом Мушка её.
Дети. – Мама Люды не хотела
оставлять собачку: и так много было забот, но дочь плакала, упрашивала, и маме
пришлось сдаться.
Учитель. – Что же можно сказать о девочке?
Какой вывод сделать?
Дети. – Люда добра, способна к состраданию. Она приютила бездомную собачку. Девочка
заботилась о своей питомице, делилась даже конфетами, играла с ней, гуляла. Люда любит животных.
Учитель. – Чем заканчивается рассказ. Прочитайте. Как назовём
эту часть?
Люда и Мушка
|
Во дворе
|
Злая собака и Мушка
|
Мушка
|
Учитель. – О чём же хотела сказать нам автор этим рассказе?
Попробуем сделать вывод.
Вывод: В трудную минуту любовь, преданность
оказались сильнее страха, и пугливая Мушка встала на защиту Люды.
Учитель. – Давайте попробуем пересказать отрывок, который вам
показался наиболее интересным.
Пересказ отрывков.
VIII. Упражнения в чтении. (Учебная задача: овладение
чтением вслух, привитие интереса к чтению, слову)
На экране выводятся пословицы:
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Сам погибай, а товарища выручай.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Один в поле не воин.
Учитель. – Прочитайте молча. Выберите ту, которая подходит к
рассказу.
IX. Рекомендации.
Учитель. – Найдите книги о дружбе детей и животных, придумайте
историю о своём домашнем любимце, нарисуйте рисунок (по желанию).
X. Итог урока.
Учитель. – Назовите произведение, с которым мы познакомились на
уроке.
Какова главная мысль
рассказа?
Оформление книжки-самоделки
с помощью степлера.
Немає коментарів:
Дописати коментар