Социализм любви
Я за социализм любви, а не социализм ненависти
Анни Безант.
Жизненный путь выдающегося политического, общественного деятеля и журналиста Англии и Индии Анни Безант известен немногим в нашей стране. На русском языке сейчас стали появляться ее работы по теософии, но деятельность Анни также связана с социалистическим и национально-освободительным движением в этих странах. В этой работе собрана воедино крайне разрозненная информация об А. Безант, ее стремлениях найти истину, найти лучшее устройство общества. А для этого необходимо было полностью воссоздать картину жизни Анни на фоне сложившейся исторической ситуации в Великобритании конца XIX – начала XX вв.
Анни Вуд (Безант) родилась 1 октября 1847 года в Лондоне в семье Вильямса Пейджа Вуда, представителя древнейшего английского рода Вудов, вышедших из Девоншира. Ее мать Эмилия Вуд (урожденная Моррис) была из ирландской знатной семьи. В характере Анни было больше ирландского, чем английского. На личность Безант огромное влияние оказала ее мать, которая воспитала в своей дочери стремление всегда сохранять гордость и безупречную репутацию. Эту заповедь Анни пронесла через всю жизнь, несмотря на все испытания, выпавшие на ее долю.
Отец Анни был очень образованным человеком, он занимался изучением философии и религии, но особого влияния на формирование мировоззрения дочери не оказывал, так как рано умер, когда ребенку было всего 5 лет. Но от отца она унаследовала жесткий и логичный ум, способность идти твердой поступью по жизни, не страшась ошибок и различных преград. С самого детства, под влиянием матери-католички. Она увлекалась чтением религиозных книг с раннего возраста, научившись читать в 5 лет. Любимая книга детства Анни – «Потерянный рай» Мильтона. После смерти отца семья оказалась в тяжелом положении. С восьми лет Анни воспитывалась в семье родственников. Ее образованием и воспитанием стала заниматься мисс Э. Мэрриэт. Вуд многим ей обязана, особенно за любовь к знаниям, за умение учиться, которую привила Анни ее наставница. Мисс Мэрриэт требовала, чтобы все занимающиеся у нее дети учили только то, что понимают, чтобы они могли объяснить суть вопроса. Она развивала у учеников логику мышления и правильную речь. Так у Анни с детства образовалась привычка ясно думать и выражать свои мысли. Тетя учила своих питомцев уважению к бедным. Она организовала воскресную школу для бедных, и дети из ее семьи, в том числе и Анни, иногда давали уроки в этой школе. Под влиянием мисс Мэрриэт религиозное чувство еще больше усилилось и получило уклон в сторону изучения евангелистов, которое занимало все ее свободное время.
В 1861 году Анни вместе с мисс Мэрриэт поехала за границу. Они путешествовали по Германии, Франции с образовательной и просветительской целью: они посещали церкви, соборы и музеи, отказываясь от посещения балов и театров. Одно время Вуд хотела уйти в монастырь, но тетя убедила ее серьезно заняться своим образованием. Анни продолжала заниматься немецким языком и музыкой с учителями. С 1862 по 1865 гг. А. Вуд училась в женском колледже Харроу.
Мужчины не занимали никакого места в жизни Анни Вуд, которая все свое время посвящала изучению религиозных книг, и весь ее внутренний мир был направлен на любовь к Иисусу Христу, она даже хочет уйти в монастырь. Зимой 1867 года она выходит замуж из-за стремления быть полезной людям и Богу. Ей было 20 лет, она не была готова к браку, так как Анни совсем ничего не знала о своих семейных обязанностях.
Осенью 1867 года А. Безант гостила у своих друзей в Пенблтоне, близ Манчестера. Главу семьи мистера Робертса звали в округе «адвокатом бедного люда». Он принимал активное участие в агитации, которая привела к освобождению женщин от работ на рудниках.
Супружеские отношения Анни с Фрэнка Безант не удались, их мнения о семейной жизни в корне расходились: ее муж считал, что мужчина должен властвовать в своем доме и от жены требовал покорности, Анни же привыкла к свободе и была равнодушна к мелочам семейной жизни, она была импульсивна, вспыльчива и горда.
В январе 1869 года у Безант родился сын Дигби, а в августе 1870 года родилась дочь Мабель, которая была очень болезненным ребенком. Весной 1871 года она заболела тяжелой формой воспаления легких и чуть не умерла. Это сильно повлияло на веру А. Безант в Бога: она стала сомневаться в его существовании. Вскоре их семья переезжает в Линкольншир. А. Безант продолжает изучать книги ортодоксальных и еретических религиозных авторов: Робертсона, Столфорда, Брука, Грего, Лиддона, Макселя и др. Скептицизм Анни усиливался, но сомнений в существовании Бога тогда не возникало в её душе.
В этот период своей жизни она работала в приходе, ухаживая за больными и пытаясь облегчить участь бедным. Безант познакомилась с положением земледельцев и с земельным вопросом, о котором впоследствии она вела много споров в Фабианском обществе, познакомилась с движением Иосифа Арчи, создавшего союз земледельческих рабочих, который боролся за повышение заработной платы наемных работников. В 1873 году брак распался: Анни продолжала отказываться от Причастия, и ей было предоставлено право выбора: либо повиновение, либо изгнание из семьи.
В мае 1874 года умирает её мать, смерть которой Анни тяжело переживает. Поиски работы продолжались, вскоре её знакомые – семья Скоттов предлагает ей написать книги и брошюры по вопросам богословия, религиозное воспитание детей, которые позволяли ей зарабатывать немного на жизнь.
Однажды, в книжной лавке, Анни Безант наткнулась на номер газеты «National Reformer» от 19 июня 1874 года. Она купила газету, в которой ее внимание привлекла статья о национальном независимом обществе (National Secular Society), которое занималось пропагандой свободной мысли. Анни Безант решила вступить в это общество и написала письмо редактору газеты «National Reformer» Чарльзу Бредлоу. Анни Безант послала свое имя как действительного члена, и 2 августа 1874 г. оно было занесено в список членов общества, и она встретилась с Ч. Бредлоу, что вылилось в дружбу на годы. В 1877 году в своей книге «Почему я не верю в Бога» Анни писала, что до сих пор не было определения Бога, которое не противоречило бы самому себе, и не было нелепым. Атеист верит, в существование Вселенной и не верит в Бога, его ум не находит почвы для разумной веры, но он верит в человека, в его растущие силы, в его возрождение, в его приближающееся торжество через знание, любовь к труду. «С точки зрения науки, жизнь не есть сущность, а только свойство... Жизнь и смерть выражают два рода комбинаций материи, из которой одна всегда предшествует другой». Анни Безант все больше и больше увлекается биологией и химией, которые дают ответы на некоторые вопросы, касающиеся жизни живых организмов.
Такова была атеистическая философия, по которой А. Безант жила с 1874 по 1889 год. Атеисты – это авангард армии свободной мысли, прогресса, которые подчиняются только законам природы и с помощью труда совершенствуют мир. По мнению Безант, человек, входящий в ряды общества Свободомыслия должен помнить о сохранении нравственности и помнить о долге человека перед человеком. Конфликт между дружественными отношениями и требованиями долга не мог долго продолжаться, и, А. Безант решает открыто примкнуть к социализму и посвятить себя социалистической работе.
В мае 1895 года Анни Безант, по предложению Б. Шоу, вступает в Фабианское обществ, которое было наиболее лояльно к другим социалистическим организациям. Сидней и Беатрисса Веббы, Анни Безант, Бернард Шоу и другие члены Фабианского общества занимались популяризацией социалистических идей, распространением экономических знаний, старались обратить внимание рабочих не только на политические, но на социальные преобразования. Фабианцы читали лекции в рабочих клубах, привлекали молодежь к социализму, искали для себя все новых и новых сторонников, выступали на митингах (4 октября 1885 года Анни Безант впервые публично выступила в Гайд-парке Лондона как социалистка), которые власти пытались запрещать. В лице А. Безант общество приобрело активного пропагандиста его идей, так как Анни была известным оратором и лектором.
Серия выступлений безработных в 1885–1887 годах еще поддерживала иллюзии некоторых революционно настроенных фабианцев. Однако постепенно эти иллюзии стали ослабевать: выступления безработных и рабочих не перерастали в революцию, так как имевшие работу не поддерживали их. Кроме того, рабочий класс, несмотря на проведенную социалистами пропагандистскую кампанию, не становился сознательным классом (как хотели социалисты).
Сильный удар оптимизму этой части фабианцев нанесла попытка СДФ провести в 1885 году в парламент своих представителей. Результат был плачевным: в Лондоне два кандидата от СДФ вместе получили 57 голосов.
В результате этих событий в Фабианском обществе усилились позиции противников переворота. Начал выходить с января 1886 года фабианский журнал «Прэктикал соушелист», он имел подзаголовок «Ежемесячный журнал эволюционистского или нереволюционного социализма». Еще 18 декабря 1885 года на очередном собрании Фабианского общества против сторонников немедленной революции выступила Анни Безант. «Общество должно быть преобразовано путем медленной эволюции, а не революции». Главное для Безант было: решать все проблемы надо только ненасильственным путем. И сторонники революционных методов остались в меньшинстве. Начинаются поиски других возможных путей преобразования.
В конце 1887 года был нанесен новый удар сторонникам революции. Переломным моментом оказались события 13 ноября этого года. То, с какой легкостью силы полиции разогнали массовую демонстрацию, протестующую против запрещения митингов в Гайд-парке и Трафальгарской площади, показало полную несостоятельность лозунга: «Нас много – их единицы». Надеждам на революцию был положен конец. Эта идея привела ее в последствии к теософии.
Как уже говорилось, основным источником теософского учениями, были восточные религии (буддизм, индуизм), которые Елена Петровна Блаватская использовала для создания своей так называемой «новой религии» или «синтеза науки, религии и философии», как она называла свое учение. Именно в Индии она впервые основала своё общество. Её ярчайшая последовательница и ученица Анни Безант решает ехать в Индию, считая её святой землей, благоприятной для более серьёзных занятий теософией. В Индии Анни Безант участвует в работе Индийского теософского общества, читает публичные лекции, ведет активную общественную работу, сотрудничает с Индийским национальным конгрессом. А. Безант активно занимается педагогической деятельностью. В 1898 году она основывает Центральный Индусский колледж в Бенаресе; в 1904 году организует Центральную индусскую женскую школу, там же, в Бенаресе, в 1907 году – Индийский университет в Дели, способствуя просвещению индийского народа.
После смерти Г. Олькотта, который возглавлял Теософское общество после смерти Блаватской, Анни Безант в 1907 году возглавила работу штаб-квартиры Теософского общества в Адьяре, занималась редактированием журнала «Теософист» («Theosophist») публиковала свои работы по теософии «3агадки жизни и как теософия отвечает на них», «Строение космоса», «В преддверии храма», «Братство религий», «Древняя мудрость», «Религиозные проблемы Индии», «Дхарма», «Законы высшей жизни», «Учение сердца», «Вселенская религия» и др. В годы I мировой войны Анни Безант выступала одним из инициаторов движения Гомруль, то есть движения за достижение конституционными методами самоуправления Индии в рамках Британской империи. Родоначальником движения Гомруль обычно считается Шаеми Кришна Шарма, основавший в январе 1906 года «Общество Индийского Гомруля». Подлинным началом движения за Гомруль А. Безант считает выход в январе 1914 года первого номера издававшейся ею и её сторонниками еженедельной газеты «Коммонвелс». Цель газеты – бороться за свободу религии, развитие национального образования, социальные и политические реформы во имя достижения самоуправления Индии в рамках Британской империи.
Я за социализм любви, а не социализм ненависти
Анни Безант.
Жизненный путь выдающегося политического, общественного деятеля и журналиста Англии и Индии Анни Безант известен немногим в нашей стране. На русском языке сейчас стали появляться ее работы по теософии, но деятельность Анни также связана с социалистическим и национально-освободительным движением в этих странах. В этой работе собрана воедино крайне разрозненная информация об А. Безант, ее стремлениях найти истину, найти лучшее устройство общества. А для этого необходимо было полностью воссоздать картину жизни Анни на фоне сложившейся исторической ситуации в Великобритании конца XIX – начала XX вв.
Анни Вуд (Безант) родилась 1 октября 1847 года в Лондоне в семье Вильямса Пейджа Вуда, представителя древнейшего английского рода Вудов, вышедших из Девоншира. Ее мать Эмилия Вуд (урожденная Моррис) была из ирландской знатной семьи. В характере Анни было больше ирландского, чем английского. На личность Безант огромное влияние оказала ее мать, которая воспитала в своей дочери стремление всегда сохранять гордость и безупречную репутацию. Эту заповедь Анни пронесла через всю жизнь, несмотря на все испытания, выпавшие на ее долю.
Отец Анни был очень образованным человеком, он занимался изучением философии и религии, но особого влияния на формирование мировоззрения дочери не оказывал, так как рано умер, когда ребенку было всего 5 лет. Но от отца она унаследовала жесткий и логичный ум, способность идти твердой поступью по жизни, не страшась ошибок и различных преград. С самого детства, под влиянием матери-католички. Она увлекалась чтением религиозных книг с раннего возраста, научившись читать в 5 лет. Любимая книга детства Анни – «Потерянный рай» Мильтона. После смерти отца семья оказалась в тяжелом положении. С восьми лет Анни воспитывалась в семье родственников. Ее образованием и воспитанием стала заниматься мисс Э. Мэрриэт. Вуд многим ей обязана, особенно за любовь к знаниям, за умение учиться, которую привила Анни ее наставница. Мисс Мэрриэт требовала, чтобы все занимающиеся у нее дети учили только то, что понимают, чтобы они могли объяснить суть вопроса. Она развивала у учеников логику мышления и правильную речь. Так у Анни с детства образовалась привычка ясно думать и выражать свои мысли. Тетя учила своих питомцев уважению к бедным. Она организовала воскресную школу для бедных, и дети из ее семьи, в том числе и Анни, иногда давали уроки в этой школе. Под влиянием мисс Мэрриэт религиозное чувство еще больше усилилось и получило уклон в сторону изучения евангелистов, которое занимало все ее свободное время.
В 1861 году Анни вместе с мисс Мэрриэт поехала за границу. Они путешествовали по Германии, Франции с образовательной и просветительской целью: они посещали церкви, соборы и музеи, отказываясь от посещения балов и театров. Одно время Вуд хотела уйти в монастырь, но тетя убедила ее серьезно заняться своим образованием. Анни продолжала заниматься немецким языком и музыкой с учителями. С 1862 по 1865 гг. А. Вуд училась в женском колледже Харроу.
Мужчины не занимали никакого места в жизни Анни Вуд, которая все свое время посвящала изучению религиозных книг, и весь ее внутренний мир был направлен на любовь к Иисусу Христу, она даже хочет уйти в монастырь. Зимой 1867 года она выходит замуж из-за стремления быть полезной людям и Богу. Ей было 20 лет, она не была готова к браку, так как Анни совсем ничего не знала о своих семейных обязанностях.
Осенью 1867 года А. Безант гостила у своих друзей в Пенблтоне, близ Манчестера. Главу семьи мистера Робертса звали в округе «адвокатом бедного люда». Он принимал активное участие в агитации, которая привела к освобождению женщин от работ на рудниках.
Супружеские отношения Анни с Фрэнка Безант не удались, их мнения о семейной жизни в корне расходились: ее муж считал, что мужчина должен властвовать в своем доме и от жены требовал покорности, Анни же привыкла к свободе и была равнодушна к мелочам семейной жизни, она была импульсивна, вспыльчива и горда.
В январе 1869 года у Безант родился сын Дигби, а в августе 1870 года родилась дочь Мабель, которая была очень болезненным ребенком. Весной 1871 года она заболела тяжелой формой воспаления легких и чуть не умерла. Это сильно повлияло на веру А. Безант в Бога: она стала сомневаться в его существовании. Вскоре их семья переезжает в Линкольншир. А. Безант продолжает изучать книги ортодоксальных и еретических религиозных авторов: Робертсона, Столфорда, Брука, Грего, Лиддона, Макселя и др. Скептицизм Анни усиливался, но сомнений в существовании Бога тогда не возникало в её душе.
В этот период своей жизни она работала в приходе, ухаживая за больными и пытаясь облегчить участь бедным. Безант познакомилась с положением земледельцев и с земельным вопросом, о котором впоследствии она вела много споров в Фабианском обществе, познакомилась с движением Иосифа Арчи, создавшего союз земледельческих рабочих, который боролся за повышение заработной платы наемных работников. В 1873 году брак распался: Анни продолжала отказываться от Причастия, и ей было предоставлено право выбора: либо повиновение, либо изгнание из семьи.
В мае 1874 года умирает её мать, смерть которой Анни тяжело переживает. Поиски работы продолжались, вскоре её знакомые – семья Скоттов предлагает ей написать книги и брошюры по вопросам богословия, религиозное воспитание детей, которые позволяли ей зарабатывать немного на жизнь.
Однажды, в книжной лавке, Анни Безант наткнулась на номер газеты «National Reformer» от 19 июня 1874 года. Она купила газету, в которой ее внимание привлекла статья о национальном независимом обществе (National Secular Society), которое занималось пропагандой свободной мысли. Анни Безант решила вступить в это общество и написала письмо редактору газеты «National Reformer» Чарльзу Бредлоу. Анни Безант послала свое имя как действительного члена, и 2 августа 1874 г. оно было занесено в список членов общества, и она встретилась с Ч. Бредлоу, что вылилось в дружбу на годы. В 1877 году в своей книге «Почему я не верю в Бога» Анни писала, что до сих пор не было определения Бога, которое не противоречило бы самому себе, и не было нелепым. Атеист верит, в существование Вселенной и не верит в Бога, его ум не находит почвы для разумной веры, но он верит в человека, в его растущие силы, в его возрождение, в его приближающееся торжество через знание, любовь к труду. «С точки зрения науки, жизнь не есть сущность, а только свойство... Жизнь и смерть выражают два рода комбинаций материи, из которой одна всегда предшествует другой». Анни Безант все больше и больше увлекается биологией и химией, которые дают ответы на некоторые вопросы, касающиеся жизни живых организмов.
Такова была атеистическая философия, по которой А. Безант жила с 1874 по 1889 год. Атеисты – это авангард армии свободной мысли, прогресса, которые подчиняются только законам природы и с помощью труда совершенствуют мир. По мнению Безант, человек, входящий в ряды общества Свободомыслия должен помнить о сохранении нравственности и помнить о долге человека перед человеком. Конфликт между дружественными отношениями и требованиями долга не мог долго продолжаться, и, А. Безант решает открыто примкнуть к социализму и посвятить себя социалистической работе.
В мае 1895 года Анни Безант, по предложению Б. Шоу, вступает в Фабианское обществ, которое было наиболее лояльно к другим социалистическим организациям. Сидней и Беатрисса Веббы, Анни Безант, Бернард Шоу и другие члены Фабианского общества занимались популяризацией социалистических идей, распространением экономических знаний, старались обратить внимание рабочих не только на политические, но на социальные преобразования. Фабианцы читали лекции в рабочих клубах, привлекали молодежь к социализму, искали для себя все новых и новых сторонников, выступали на митингах (4 октября 1885 года Анни Безант впервые публично выступила в Гайд-парке Лондона как социалистка), которые власти пытались запрещать. В лице А. Безант общество приобрело активного пропагандиста его идей, так как Анни была известным оратором и лектором.
Серия выступлений безработных в 1885–1887 годах еще поддерживала иллюзии некоторых революционно настроенных фабианцев. Однако постепенно эти иллюзии стали ослабевать: выступления безработных и рабочих не перерастали в революцию, так как имевшие работу не поддерживали их. Кроме того, рабочий класс, несмотря на проведенную социалистами пропагандистскую кампанию, не становился сознательным классом (как хотели социалисты).
Сильный удар оптимизму этой части фабианцев нанесла попытка СДФ провести в 1885 году в парламент своих представителей. Результат был плачевным: в Лондоне два кандидата от СДФ вместе получили 57 голосов.
В результате этих событий в Фабианском обществе усилились позиции противников переворота. Начал выходить с января 1886 года фабианский журнал «Прэктикал соушелист», он имел подзаголовок «Ежемесячный журнал эволюционистского или нереволюционного социализма». Еще 18 декабря 1885 года на очередном собрании Фабианского общества против сторонников немедленной революции выступила Анни Безант. «Общество должно быть преобразовано путем медленной эволюции, а не революции». Главное для Безант было: решать все проблемы надо только ненасильственным путем. И сторонники революционных методов остались в меньшинстве. Начинаются поиски других возможных путей преобразования.
В конце 1887 года был нанесен новый удар сторонникам революции. Переломным моментом оказались события 13 ноября этого года. То, с какой легкостью силы полиции разогнали массовую демонстрацию, протестующую против запрещения митингов в Гайд-парке и Трафальгарской площади, показало полную несостоятельность лозунга: «Нас много – их единицы». Надеждам на революцию был положен конец. Эта идея привела ее в последствии к теософии.
Как уже говорилось, основным источником теософского учениями, были восточные религии (буддизм, индуизм), которые Елена Петровна Блаватская использовала для создания своей так называемой «новой религии» или «синтеза науки, религии и философии», как она называла свое учение. Именно в Индии она впервые основала своё общество. Её ярчайшая последовательница и ученица Анни Безант решает ехать в Индию, считая её святой землей, благоприятной для более серьёзных занятий теософией. В Индии Анни Безант участвует в работе Индийского теософского общества, читает публичные лекции, ведет активную общественную работу, сотрудничает с Индийским национальным конгрессом. А. Безант активно занимается педагогической деятельностью. В 1898 году она основывает Центральный Индусский колледж в Бенаресе; в 1904 году организует Центральную индусскую женскую школу, там же, в Бенаресе, в 1907 году – Индийский университет в Дели, способствуя просвещению индийского народа.
После смерти Г. Олькотта, который возглавлял Теософское общество после смерти Блаватской, Анни Безант в 1907 году возглавила работу штаб-квартиры Теософского общества в Адьяре, занималась редактированием журнала «Теософист» («Theosophist») публиковала свои работы по теософии «3агадки жизни и как теософия отвечает на них», «Строение космоса», «В преддверии храма», «Братство религий», «Древняя мудрость», «Религиозные проблемы Индии», «Дхарма», «Законы высшей жизни», «Учение сердца», «Вселенская религия» и др. В годы I мировой войны Анни Безант выступала одним из инициаторов движения Гомруль, то есть движения за достижение конституционными методами самоуправления Индии в рамках Британской империи. Родоначальником движения Гомруль обычно считается Шаеми Кришна Шарма, основавший в январе 1906 года «Общество Индийского Гомруля». Подлинным началом движения за Гомруль А. Безант считает выход в январе 1914 года первого номера издававшейся ею и её сторонниками еженедельной газеты «Коммонвелс». Цель газеты – бороться за свободу религии, развитие национального образования, социальные и политические реформы во имя достижения самоуправления Индии в рамках Британской империи.
Немає коментарів:
Дописати коментар