Классный час с психологом (5 класс).
«Учись учиться»
Цель: комплексное сопровождение учащихся в период адаптации при переходе на новый этап обучения (1, 5, 9 классы), как условия обеспечения психологической безопасности образовательной среды.
Переход в среднее звено в пятый класс предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. Усвоение новых знаний и представлений об окружающем мире перестраивает, сложившиеся ранее у детей житейских понятий. А школьное обучение способствует развитию доступного для этого возраста теоретического мышления.
Как показывает практика вовсе не отсутствие способностей к усвоению того или иного предмета чаще мешает ребёнку учиться. В основном причина учебных затруднений связана с неумением учиться (ученик не может организовать свой учебный труд, так, чтобы работать эффективно, не уставая, не затрачивая чрезмерных усилий). С отсутствием интереса к учёбе с неуверенностью в себе.
Именно поэтому своей целью работы в пятом классе мы ставим:
научить ребёнка быть успешным, не только в учёбе, но и в жизни вообще; т.е. вырастить успешного человека, который умеет самостоятельно справляться с трудностями, который видит свои сильные стороны и умеет на них опереться, который уверенно идёт вперёд к своей цели, преодолевая жизненный проблемы. В современном мире эти качества очень нужны человеку.
Мы надеемся, что проведение подобных занятий помогут пятиклассникам сформировать адекватную самооценку, положительную мотивацию к школьному обучению, снизят уровень тревожности, обеспечат психологическую безопасность ребёнка.
Материалы:
таблички с названиями (память, внимание, мышление), бланки с корректурными пробами, разноцветные коробочки, стимульный материал для исследования мышления, планшеты, листы А- 4 для каждого учащегося, ручки, памятки, буквы для плаката.
Ход урока:
Дети сидят в кругу.
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о школе, об учёбе и о тех проблемах, с которыми вы сталкиваетесь школе.
Упражнение «Ассоциации».
Дети передают друг другу мяч и называют ассоциации связанные со словом школа.
(Психолог подводит итог, отмечая, что у многих школа ассоциируется с трудностями в обучении).
Учащимся предлагается произнести слова: слушать, вслушиваться, прислушиваться, смотреть, всматриваться, присматриваться, наблюдать, следить, проверять и т.д.
О чём они говорят? О внимании (вывешивается табличка внимание),
Учителя часто говорят вам: «Обратите внимание…» если вы внимательно слушаете и смотрите, то в конце урока учитель может похвалить: Молодцы, вы сегодня были внимательны».
Внимание- свойство психики человека, без него не возможна работа памяти, мышление, полноценная жизнь человека животных.
Внимательного ученика легко отличить от невнимательного, который крутиться, отвлекается, разговаривает на уроке. Внимание необходимо не только на уроках, но и вообще в жизни. Невнимательных людей чаще всего не любят за небрежность в обращении, забывчивость, опоздания. Невнимательные дети хуже учатся.
Учёные сделали любопытное наблюдение. Оказывается, некоторые цвета больше привлекают внимание людей. Здесь мы говорим о непроизвольном внимании. Посмотрите, пожалуйста, какие цвета привлекли ваше внимание. Чаще всего привлекают внимание определённые цвета. А какие сейчас вы определите сами.
(детям предлагается посмотреть на разноцветные коробочки. И отметить понравившиеся цвета.)
Обычно непроизвольное внимание чаще всего привлекают красные и желтые цвета.
Упражнение «Корректурная проба»
Детям выдаются бланки с «Корректурной пробой». За 2 минуты детям надо зачеркнуть букву «С» и подчеркнуть букву «А».- произвольное внимание.
(Психолог подводит итог: Внимание – это направленность психики человека на определённый предмет (объект)).
Следующий психический процесс, который необходим, для того чтобы успешно учиться – это память (на доске появляется табличка «память»). Часто можно слышать у него прекрасная память, или всё равно забудешь, лучше запиши. Память - это, прежде всего, работа и чем старше вы становитесь, тем больше требований предъявляется к вашей памяти. Поэтому одной из важнейших задач стоящей перед вами является совершенствование памяти
Ребята, а как высчитаете, у вас хорошая память? (выслушиваются ответы 2-3 детей).
Упражнение «Трудное – запомни»
Психолог показывает детям на 20- 30 секунд 10 слов с трудным написанием, затем под диктовку учащиеся записывают эти слова на листке. Выигрывает тот, кто написал все слова правильно.
Ребята, а сейчас мы выполним упражнение, которое развивает и память, и внимание, и такой сложный психический процесс о котором мы с вами будем говорить - мышление.
Упражнение « Не собьюсь».
Психолог предлагает следующие задания: считать вслух от 1 до 31, но дети не должны называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел они должны говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Тот, кто ошибается, выходит из игры, последний оставшийся игрок является победителем.
(Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).
А теперь давайте выясним, что же такое мышление? Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Мышление человека тесно связано с речью и невозможно без неё.
Мышление в зависимости от деятельности человека проявляется по- разному и мы различаем несколько его уровней.
1. наглядно- действенное мышление - связано с работой, которую мы выполняем руками: что- то строим, прибиваем, копаем землю, собираем и т.д. (собирание пазлов, конструктора, игра с кубиком Рубика).
2. наглядно- образное мышлении – оно упирается на образы. Здесь нам необязательно брать предметы в руки достаточно его видеть или представлять.
3. словесно- логическое мышление – самое сложное оно связано с нашими знаниями и опытом. И опираясь на свои знания, на свой опыт. Мы можем без труда рассказать, что означают те или иные понятия. Например: представьте себе счастье. В вашем сознании возникнет счастливое лицо, счастливое событие, но само счастье вы не сможете не услышать, не увидеть, не попробовать на вкус.
Мышление человека наиболее ярко проявляется при решении задач.
Упражнение «Логические задачи»
• Часы бьют три, и, пока они бьют, проходит 3 секунды. Сколько времени пройдет, пока часы будут бить семь. (9 секунд).
• Чем кончается всё? (буквой «ё»).
• Зачем язык во рту? (за зубами).
• 7 рыбаков съедят за 7 дней 7 осетров. За сколько дней 100 рыбаков съедят100 осетров? (100 дней)
• «Сегодня я собрал на своём огороде по 2 арбуза с каждой грядки, сказал Робинзон Крузо своему верному Пятнице. – Всего 7 арбузов». «Ты ошибся», что Робинзон Крузо ошибся? (Если у Робинзона 3 грядки, то арбузов должно быть 6, а если 4- то 8, т.е. при сложении сумма не может быть равна 7.)
• Плакат случайно порвался. Попробуйте определить, что на нём было написано, правильно составив слова из букв. У У Ч Ч И И С С Ь Ь Т Я (Учись учиться).
Обсуждение занятия.
Дети передают мяч в произвольном порядке и отвечают на вопросы:
1. что нового вы узнали сегодня на уроке?;
2. что вам больше всего запомнилось?;
3. чему вы сегодня научились?
4. что не понравилось?
5. надо ли проводить такие классные часы?
В заключении психолог раздаёт учащимся памятки «Секреты успешной учёбы»
Секреты успешной учёбы.
1. Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы.
2. Если что – то непонятно, не стесняйся задать вопрос.
3. Внимательно и подробно записывай задания по каждому предмету.
4. Учись пользоваться справочниками и словарями.
5. Трудный материал урока надо повторять в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
6. Не стесняйся обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
7. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания.
8. Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запоминать.
9. Перед выполнением письменной работы необходимо понять и выучить все правила, на которое оно направлено.
10. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.
«Учись учиться»
Цель: комплексное сопровождение учащихся в период адаптации при переходе на новый этап обучения (1, 5, 9 классы), как условия обеспечения психологической безопасности образовательной среды.
Переход в среднее звено в пятый класс предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. Усвоение новых знаний и представлений об окружающем мире перестраивает, сложившиеся ранее у детей житейских понятий. А школьное обучение способствует развитию доступного для этого возраста теоретического мышления.
Как показывает практика вовсе не отсутствие способностей к усвоению того или иного предмета чаще мешает ребёнку учиться. В основном причина учебных затруднений связана с неумением учиться (ученик не может организовать свой учебный труд, так, чтобы работать эффективно, не уставая, не затрачивая чрезмерных усилий). С отсутствием интереса к учёбе с неуверенностью в себе.
Именно поэтому своей целью работы в пятом классе мы ставим:
научить ребёнка быть успешным, не только в учёбе, но и в жизни вообще; т.е. вырастить успешного человека, который умеет самостоятельно справляться с трудностями, который видит свои сильные стороны и умеет на них опереться, который уверенно идёт вперёд к своей цели, преодолевая жизненный проблемы. В современном мире эти качества очень нужны человеку.
Мы надеемся, что проведение подобных занятий помогут пятиклассникам сформировать адекватную самооценку, положительную мотивацию к школьному обучению, снизят уровень тревожности, обеспечат психологическую безопасность ребёнка.
Материалы:
таблички с названиями (память, внимание, мышление), бланки с корректурными пробами, разноцветные коробочки, стимульный материал для исследования мышления, планшеты, листы А- 4 для каждого учащегося, ручки, памятки, буквы для плаката.
Ход урока:
Дети сидят в кругу.
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о школе, об учёбе и о тех проблемах, с которыми вы сталкиваетесь школе.
Упражнение «Ассоциации».
Дети передают друг другу мяч и называют ассоциации связанные со словом школа.
(Психолог подводит итог, отмечая, что у многих школа ассоциируется с трудностями в обучении).
Учащимся предлагается произнести слова: слушать, вслушиваться, прислушиваться, смотреть, всматриваться, присматриваться, наблюдать, следить, проверять и т.д.
О чём они говорят? О внимании (вывешивается табличка внимание),
Учителя часто говорят вам: «Обратите внимание…» если вы внимательно слушаете и смотрите, то в конце урока учитель может похвалить: Молодцы, вы сегодня были внимательны».
Внимание- свойство психики человека, без него не возможна работа памяти, мышление, полноценная жизнь человека животных.
Внимательного ученика легко отличить от невнимательного, который крутиться, отвлекается, разговаривает на уроке. Внимание необходимо не только на уроках, но и вообще в жизни. Невнимательных людей чаще всего не любят за небрежность в обращении, забывчивость, опоздания. Невнимательные дети хуже учатся.
Учёные сделали любопытное наблюдение. Оказывается, некоторые цвета больше привлекают внимание людей. Здесь мы говорим о непроизвольном внимании. Посмотрите, пожалуйста, какие цвета привлекли ваше внимание. Чаще всего привлекают внимание определённые цвета. А какие сейчас вы определите сами.
(детям предлагается посмотреть на разноцветные коробочки. И отметить понравившиеся цвета.)
Обычно непроизвольное внимание чаще всего привлекают красные и желтые цвета.
Упражнение «Корректурная проба»
Детям выдаются бланки с «Корректурной пробой». За 2 минуты детям надо зачеркнуть букву «С» и подчеркнуть букву «А».- произвольное внимание.
(Психолог подводит итог: Внимание – это направленность психики человека на определённый предмет (объект)).
Следующий психический процесс, который необходим, для того чтобы успешно учиться – это память (на доске появляется табличка «память»). Часто можно слышать у него прекрасная память, или всё равно забудешь, лучше запиши. Память - это, прежде всего, работа и чем старше вы становитесь, тем больше требований предъявляется к вашей памяти. Поэтому одной из важнейших задач стоящей перед вами является совершенствование памяти
Ребята, а как высчитаете, у вас хорошая память? (выслушиваются ответы 2-3 детей).
Упражнение «Трудное – запомни»
Психолог показывает детям на 20- 30 секунд 10 слов с трудным написанием, затем под диктовку учащиеся записывают эти слова на листке. Выигрывает тот, кто написал все слова правильно.
Ребята, а сейчас мы выполним упражнение, которое развивает и память, и внимание, и такой сложный психический процесс о котором мы с вами будем говорить - мышление.
Упражнение « Не собьюсь».
Психолог предлагает следующие задания: считать вслух от 1 до 31, но дети не должны называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел они должны говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Тот, кто ошибается, выходит из игры, последний оставшийся игрок является победителем.
(Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).
А теперь давайте выясним, что же такое мышление? Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Мышление человека тесно связано с речью и невозможно без неё.
Мышление в зависимости от деятельности человека проявляется по- разному и мы различаем несколько его уровней.
1. наглядно- действенное мышление - связано с работой, которую мы выполняем руками: что- то строим, прибиваем, копаем землю, собираем и т.д. (собирание пазлов, конструктора, игра с кубиком Рубика).
2. наглядно- образное мышлении – оно упирается на образы. Здесь нам необязательно брать предметы в руки достаточно его видеть или представлять.
3. словесно- логическое мышление – самое сложное оно связано с нашими знаниями и опытом. И опираясь на свои знания, на свой опыт. Мы можем без труда рассказать, что означают те или иные понятия. Например: представьте себе счастье. В вашем сознании возникнет счастливое лицо, счастливое событие, но само счастье вы не сможете не услышать, не увидеть, не попробовать на вкус.
Мышление человека наиболее ярко проявляется при решении задач.
Упражнение «Логические задачи»
• Часы бьют три, и, пока они бьют, проходит 3 секунды. Сколько времени пройдет, пока часы будут бить семь. (9 секунд).
• Чем кончается всё? (буквой «ё»).
• Зачем язык во рту? (за зубами).
• 7 рыбаков съедят за 7 дней 7 осетров. За сколько дней 100 рыбаков съедят100 осетров? (100 дней)
• «Сегодня я собрал на своём огороде по 2 арбуза с каждой грядки, сказал Робинзон Крузо своему верному Пятнице. – Всего 7 арбузов». «Ты ошибся», что Робинзон Крузо ошибся? (Если у Робинзона 3 грядки, то арбузов должно быть 6, а если 4- то 8, т.е. при сложении сумма не может быть равна 7.)
• Плакат случайно порвался. Попробуйте определить, что на нём было написано, правильно составив слова из букв. У У Ч Ч И И С С Ь Ь Т Я (Учись учиться).
Обсуждение занятия.
Дети передают мяч в произвольном порядке и отвечают на вопросы:
1. что нового вы узнали сегодня на уроке?;
2. что вам больше всего запомнилось?;
3. чему вы сегодня научились?
4. что не понравилось?
5. надо ли проводить такие классные часы?
В заключении психолог раздаёт учащимся памятки «Секреты успешной учёбы»
Секреты успешной учёбы.
1. Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы.
2. Если что – то непонятно, не стесняйся задать вопрос.
3. Внимательно и подробно записывай задания по каждому предмету.
4. Учись пользоваться справочниками и словарями.
5. Трудный материал урока надо повторять в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
6. Не стесняйся обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
7. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания.
8. Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запоминать.
9. Перед выполнением письменной работы необходимо понять и выучить все правила, на которое оно направлено.
10. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.
Немає коментарів:
Дописати коментар