понеділок, 10 серпня 2015 р.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ШКОЛЕ

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ШКОЛЕ

Инновации и их организация
Слово инновация происходит от латинского in — в и novus — новое и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». Инновация — это содержание и организация нового, тогда как нововведение — это только организация нового. «Новое» -  явление, несущее в себе методику, технологию, организацию и содержания нового, тогда как инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.
Каждая школа проходит три этапа обновления: становление, функционирование (учебно-воспитательный процесс организован на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий, учебников); развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологий обучения и воспитания приходят в противоречие с новыми целями, условиями школы, потребностями личности ученика и общества).
Развивающаяся школа – это ступень к будущему, которая несет в себе смелые проекты. Предметом управления становятся цели, содержание, методы и формы направленные на организацию инновационных процессов.
В данный  период развития школы инновационные изыскания идут по следующим направлениям: формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий, методик, систем ;
Задача исследователей — свести отклонения от прогнозируемого результата к минимуму. Поэтому каждый инновационный процесс в школе подлежит управлению.
Инновации, новшества и нововведения в цикле своего развития имеют определенные жизненные стадии: зарождение идеи, целеполагание, разработка идеи нового, реализация нового.
В условиях инновационного режима идет активный процесс личностного самоопределения  учащихся. Все это предусматривает интерактивное  обучение, которое направленно на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, где включаются интерактивные виды деятельности это  и ролевые игры и дискуссии и моделирующие ситуации. Это отражается на характере взаимоотношений людей. Коллектив, вступающий в инновационный процесс, проходит, как правило, несколько стадий своего развития: стабилизация и  сотрудничество— зрелый коллектив. Последние две стадии —это стадии высокого осознания коллективом инновационного процесса. Они характеризуются прохождением каждой личностью всех этапов рефлексии. Развитие коллектива от стадии робости к стадии зрелого коллектива зависит от скорости смены инновационных циклов.
Первая задача учителя при управлении инновационным процессом — определение отношения к инновации.
По выборочным статистическим данным, на стадиях зарождения идеи нового члены коллектива  класса, общества по степени мотивации к инновации разделяются примерно следующим образом
  I группа — лидеры — 1—3( %);
 II группа — позитивисты — 50—60 ( %);
 III группа — нейтралы — 30 (%);
 IV группа — негативисты — 10—20(в %):.
Дети, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшества, могут не сразу себя показать. Практика показывает, что позитивные результаты меняют отношение людей к новшеству. Кроме того, установка на нововведение зависит от индивидуальных особенностей личности: типа нервной деятельности, степени рефлексии, тревожности, креативности  и др.
Задача управляющего процессом  учителя — плавно перевести людей из III и IV групп в зону повышенной мотивации. Поэтому разговор при нововведении занимают ведущее место, чтобы не было никакой недоговоренности, чтобы каждый ученик понимал свою миссию. А если он осознает свою миссию, начинается самоопределение, самовыражение, самореализация, изменяется его стереотип, происходит саморазвитие.
После того как определена программа инновационной деятельности школы и спрогнозированы ключевые результаты, необходимо приступать к разработке комплексно-целевой программы, которая состоит из этапов организации и реализации инновации
Цели и задачи программной деятельности строятся на основе тщательного анализа текущей  мотивации ребенка
Действия, которыми будем руководствоваться, должны отвечать на вопросы: чего достичь? Что надо сделать? Целесообразность мер или мероприятий необходимо постоянно проверять как индивидуально, так и коллективно, поставив вопрос: для чего необходимы данная деятельность или мероприятие? Ответ на него подскажет цель или задачи.
Как уже отмечалось, комплексно-целевые программы организации и внедрения инноваций широко используются в практике работы школ .
Цели и задачи программной человеческой деятельности всегда отражают желание каждого звена школы достичь определенных результатов. Поставленные на основе анализа достигнутого, они отражают уровень достижения цели (низкий, допустимый, оптимальный).

Немає коментарів:

Дописати коментар