Здравоохранительные педагогические технологии – средство предупреждения дидактогенных неврозов.
Что подразумевается под термином дидактогенный невроз? Детский психиатр М.И.Буянов пишет: «Дело в том, что практически все неврозы у школьников сопровождаются нежеланием посещать школу… Понятие школьного (дидактогенного) невроза недостаточно дифференцированно: сюда включаются и всевозможные неврозы и патохарактерологические расстройства и многое другое…». «Сегодня в школу приходят дети уже имеющие отклонения в здоровье. 80% школьников хронически больные, 50% имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70% страдают различными нервно-психическими расстройствами» — А.Баранов, директор научного центра охраны здоровья детей и подростков, академик РАМН. «В первом классе, в начале учебного года примерно 20% детей с пограничным нарушением психического здоровья, а к концу года в этом же уже 70% детей с этими же нарушениями. Отдохнули летом и вновь второй класс начинается с 20% больных детей.» — М.М.Безруких, директор института возрастной физиологии РАО. Не секрет и то, что оканчивают школу дети с ещё большими недугами. Разные источники дают разные цифры, от 70% больных детей до утверждения, что все выпускники имеют те или иные заболевания или отклонения. Отсюда вывод: школа ухудшает здоровье детей. Почему же так получается? (Л.Митиня). Доктор медицинских наук Виктор Шкловский утверждает, что детские нервно-психические заболевания, приобретённые в школьном возрасте, стоят на втором месте среди других детских недугов по распространённости, тяжести и своими последствиями. Дети с нарушением речи, памяти, счёта, внимания, не принимаются учителями за больных и, переведя их в разряд хронических неуспевающих, педагоги успокаиваются. Есть ли ценности, очевидность которых ясна и бесспорна. Таким ценнейшим богатством надо считать здоровье детей, состояние которого на сегодняшний день не может не вызывать постоянной тревоги. Делать вид, что со здоровьем учащихся школ всё благополучно — выдавать желаемое за действительное. Более чем назрела целесообразность принимать срочные психолого-педагогические меры, которые сразу могут привести к снижению, а в ряде случаев и к искоренению такого распространённого заболевания учащихся, каким является дидактогенный (школьный) невроз, который на две трети возникает по вине учителей. Здесь много причин. Но главная из них игнорирование некоторыми «учителями» здравоохранительными технологиями. Приведём примеры по результатам писем откровения родителей на родительском собрании «Я и мои учителя». «Это было в начальной школе. Я наклонился к фонтанчику напиться, вдруг кто-то больно взял меня за волосы и тряхнул со всей силой со словами: ишь какие отрастил! Это был учитель физкультуры. Попробовал бы притронуться к моей причёске сейчас».
«У меня на голове часто высыпали болячки, и врач советовала смазывать их мазью, а от этого волосы слипались. Однажды учитель сказал: теперь ты похож на суслика. После этого весь класс стал дразнить меня «мокрый суслик», это было обидно, идти в школу прямо каторга!». «Мой друг не ответил, а учитель ударил указкой по голове и сказал: садись, козёл. Эта кличка осталась за ним до конца школьной жизни. Он очень переживал. Родители вынуждены были перевести его в другую школу».
Может кто-то станет сомневаться в объективности изложенного, но нельзя сомневаться в том, что осело в детской душе. Нельзя не учитывать, что возникшие детские тревоги, есть ничто иное, как психогенный фактор, вызывающий неврозы, в том числе дидактогенные. Учитель не может не знать, как больно ранят детей клички и прозвища и как сразу прилипают к человеку. К сожалению, ещё можно встретить учителя, мастера на клички и прозвища. Такие учителя не осведомлены о здравоохранительных технологиях (или игнорируют их), о их принципах, и в частности о принципе профессионально-этической, деонтологической ответственности. Вряд ли такой учитель не понимает, что его слово всегда весомо и теперь, приклеенное учащемуся как обидная кличка станет причиной возникновения дидактогенного невроза.
У таких учителей отсутствует на уроках и обстановка доверительных, непринуждённых, дружеских, участливо-сочувствующих отношений.
А без таких взаимоотношений не может быть и речи о педагогике сотрудничества.
И ещё одно «тайное» оружие воздействия на учащихся остаётся на вооружении некоторых учителей — физическое. Такое убожество «учителей», подымающих руку на беззащитных детей, ничем нельзя оправдать.
«…Учительница выстригла клок волос у второклассника и довела его до истерики», «…учитель физкультуры издевательски комментировал стеснительность девочек восьмиклассниц…», «…учитель трудового обучения нехватку слов компенсирует подзатыльниками…», «…первоклассник каждое утро рыдает, умоляя родителей не отправлять его в школу, потому что там злая учительница…». (Из писем откровений родителей).
Насилие, каковы бы не были его формы, всегда унижает, вызывает озлобленность, агрессию, боль, слёзы, страх (фобии различного вида), бессонницу, мечту о возмездии, что является прямой дорогой к возникновению у ребёнка дидактогенного невроза и даже суицида. На страже здоровья стоит не только медицина. Лечат не только лекарства, а в большей мере положительные эмоции, радость. А какая радость от кличек, затрещин и вербальных издевательств? Учителя в школе говорят: «Откуда у нас в школе, в классе такие дети? Ничего не хотят, ничто их не интересует. Телек включил, в компьютер поиграл, в интернете посмотрел пошлые фильмы, картинки, поспал, поел и всё. И всё! Откуда дети злые?», а ведь многое идёт от учителя. Вот например: пришла учительница домой уставшая, проверила тетради, посмотрела TV и спать. На большее сил нет. Недомогание. Утром пришла в класс. К ней подходит ребёнок с вопросом: «А к какому уроку сейчас надо готовиться?». А учитель в ответ: «Посмотри в дневник. У тебя памяти что ли, нет? Посмотри на себя на кого ты похож, неряха и т.д.». После этого ребёнок замыкается и ничего не делает назло учительнице. Учитель двойку — не учит, вновь двойку — не учит. В школу не хочет идти. Озлобился, совершает плохие поступки и явно, и втихаря. (По С.С.Коновалову). Низкий уровень психологической культуры учителя, недостаток коммуникативных способностей и навыков саморегуляции делают учителя в стрессовых ситуациях и палачом и жертвой одновременно. Страдают, конечно, дети, ибо попадают в невротизирующую среду обитания. Педагог, конечно, тоже пострадает, расплачивающийся за всё самотическими и нервопсихическими болезнями. «В основе всего обучения должны быть положительный эмоциональный оргон.» — утверждает русский дидакт И.Я.Лернер. Очень важно каждому учителю соблюдать принцип здоровья оберегающих технологий — гуманизма, придерживаясь которого надо постоянно проявлять обнадёживающее сочувствие даже к незначительным (на взгляд взрослых) проблемам ребёнка, внушать им веру и надежду в добрые возможности и светлые перспективы к успешному обучению. В этом убеждает нас и В.А.Сухомлинский , и Ш.А. Амонашвили. Помнят ли об этом учителя? К счастью — большинство. Помнят, знают, утверждают в своей педагогической. Совокупность профессиональных умений, обеспечивающих благотворное воздействие педагога на ребёнка, в контексте взаимодействия с ним и позволяющих ученику вступать во взаимодействие с миром на уровне культуре, а педагогу быть профессионально свободным в достижении воспитательной и образовательной цели. К этому должен стремиться каждый учитель. Помимо всего прочего, к тому, чтобы каждый ребёнок был социально адаптирован в классе, в школе. Он должен идти туда если не с особой радостью, то по крайней мере не с отвращением. Здесь обязательным является соблюдение ещё одно из принципов здоровье оберегающих технологий — индивидуально-личностного отношения, которое предполагает видеть в ребёнке личность со всеми её индивидуальными чертами характера, воли, интеллекта, многообразными нюансами поведения, отношением к учёбе, к здоровью и, в соответствии с этим конструировать те или иные психолого-педагогические воздействия. Ребёнок как личность и индивидуальность является субъектом и требует особого осторожного прикосновения, щадящего и гуманного, но содействующего восхождению его к достижениям культуры путём непрерывного физического и духовного усилия, как единственного способа стать рядом с человечеством на уровень современной культуры. И педагогу приходится разрешать противоречия, чтобы с одной стороны не подавить на личность, закрывая ей путь к проявлению своего Я, а с другой стороны, чтобы не допустить превращения её в дикаря, предупреждая каждым своим действием, словом, взглядом, голосом , мимикой, движением, возникновением дидактогенных неврозов. Энурезы (недержание мочи), логоневрозы(нарушение речевой функции, вызванные внешними психическими нагрузками, выражающиеся в заикании, страхе речи, потери речи), различные тики, истерики, юношеские гипертонии, фобии. Главная причина их возникновения — школа, учебный процесс, связанный с перегрузками, нервными переживаниями, перенапряжением, дистрессовыми состояниями, игнорирование здоровье оберегающих технологий. Учителю не должно быть безразличным здоровье ребёнка. В.Л. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» исходя из своего опыта убеждал читателя в том, что у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания — плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего незаметное и поддающееся излечению только при совместных усилиях родителей, учителя, врача . В плоть и кровь каждого учителя должны войти забота о здоровье ребёнка, непрекращающаяся профессиональная озабоченность о недопустимости малейшего вреда для здоровья учащихся. Любовь, вера, честность и порядочность, умение выслушать (значит дать возможность выговориться каждому ребёнку)стоят на первом месте там, где идёт сражение за человека. Несомненно, что высочайший профессионализм, знание самых последних достижений в педагогике и умение применять их на практике, постоянное самосовершенствование, научно-исследовательская работа — это тоже отражение любви к человеку и своей профессии.
Задачи школы, каждого учителя в целях предупреждения дидактогенных (школьных) неврозов, это следующие: - формировать у детей сознательное стремление к здоровому образу жизни; - укреплять и развивать у младших школьников представления о себе, как о умелом, успешном, здоровом, нравственном человеке; - дать ребёнку представление о собственном внутреннем мире, о его месте в окружающем мире; - побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, и главнейшей из них — сохранение здоровья, выработки личного отношения к нему, осознанию внутренней собственной позиции и жизненных ценностях;
- воспитывать убеждённость отрицательного отношения к вредным привычкам; - формировать убеждения оптимизма, доброты, любви, отзывчивости, сопереживанию ко всему окружающему.
Что подразумевается под термином дидактогенный невроз? Детский психиатр М.И.Буянов пишет: «Дело в том, что практически все неврозы у школьников сопровождаются нежеланием посещать школу… Понятие школьного (дидактогенного) невроза недостаточно дифференцированно: сюда включаются и всевозможные неврозы и патохарактерологические расстройства и многое другое…». «Сегодня в школу приходят дети уже имеющие отклонения в здоровье. 80% школьников хронически больные, 50% имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70% страдают различными нервно-психическими расстройствами» — А.Баранов, директор научного центра охраны здоровья детей и подростков, академик РАМН. «В первом классе, в начале учебного года примерно 20% детей с пограничным нарушением психического здоровья, а к концу года в этом же уже 70% детей с этими же нарушениями. Отдохнули летом и вновь второй класс начинается с 20% больных детей.» — М.М.Безруких, директор института возрастной физиологии РАО. Не секрет и то, что оканчивают школу дети с ещё большими недугами. Разные источники дают разные цифры, от 70% больных детей до утверждения, что все выпускники имеют те или иные заболевания или отклонения. Отсюда вывод: школа ухудшает здоровье детей. Почему же так получается? (Л.Митиня). Доктор медицинских наук Виктор Шкловский утверждает, что детские нервно-психические заболевания, приобретённые в школьном возрасте, стоят на втором месте среди других детских недугов по распространённости, тяжести и своими последствиями. Дети с нарушением речи, памяти, счёта, внимания, не принимаются учителями за больных и, переведя их в разряд хронических неуспевающих, педагоги успокаиваются. Есть ли ценности, очевидность которых ясна и бесспорна. Таким ценнейшим богатством надо считать здоровье детей, состояние которого на сегодняшний день не может не вызывать постоянной тревоги. Делать вид, что со здоровьем учащихся школ всё благополучно — выдавать желаемое за действительное. Более чем назрела целесообразность принимать срочные психолого-педагогические меры, которые сразу могут привести к снижению, а в ряде случаев и к искоренению такого распространённого заболевания учащихся, каким является дидактогенный (школьный) невроз, который на две трети возникает по вине учителей. Здесь много причин. Но главная из них игнорирование некоторыми «учителями» здравоохранительными технологиями. Приведём примеры по результатам писем откровения родителей на родительском собрании «Я и мои учителя». «Это было в начальной школе. Я наклонился к фонтанчику напиться, вдруг кто-то больно взял меня за волосы и тряхнул со всей силой со словами: ишь какие отрастил! Это был учитель физкультуры. Попробовал бы притронуться к моей причёске сейчас».
«У меня на голове часто высыпали болячки, и врач советовала смазывать их мазью, а от этого волосы слипались. Однажды учитель сказал: теперь ты похож на суслика. После этого весь класс стал дразнить меня «мокрый суслик», это было обидно, идти в школу прямо каторга!». «Мой друг не ответил, а учитель ударил указкой по голове и сказал: садись, козёл. Эта кличка осталась за ним до конца школьной жизни. Он очень переживал. Родители вынуждены были перевести его в другую школу».
Может кто-то станет сомневаться в объективности изложенного, но нельзя сомневаться в том, что осело в детской душе. Нельзя не учитывать, что возникшие детские тревоги, есть ничто иное, как психогенный фактор, вызывающий неврозы, в том числе дидактогенные. Учитель не может не знать, как больно ранят детей клички и прозвища и как сразу прилипают к человеку. К сожалению, ещё можно встретить учителя, мастера на клички и прозвища. Такие учителя не осведомлены о здравоохранительных технологиях (или игнорируют их), о их принципах, и в частности о принципе профессионально-этической, деонтологической ответственности. Вряд ли такой учитель не понимает, что его слово всегда весомо и теперь, приклеенное учащемуся как обидная кличка станет причиной возникновения дидактогенного невроза.
У таких учителей отсутствует на уроках и обстановка доверительных, непринуждённых, дружеских, участливо-сочувствующих отношений.
А без таких взаимоотношений не может быть и речи о педагогике сотрудничества.
И ещё одно «тайное» оружие воздействия на учащихся остаётся на вооружении некоторых учителей — физическое. Такое убожество «учителей», подымающих руку на беззащитных детей, ничем нельзя оправдать.
«…Учительница выстригла клок волос у второклассника и довела его до истерики», «…учитель физкультуры издевательски комментировал стеснительность девочек восьмиклассниц…», «…учитель трудового обучения нехватку слов компенсирует подзатыльниками…», «…первоклассник каждое утро рыдает, умоляя родителей не отправлять его в школу, потому что там злая учительница…». (Из писем откровений родителей).
Насилие, каковы бы не были его формы, всегда унижает, вызывает озлобленность, агрессию, боль, слёзы, страх (фобии различного вида), бессонницу, мечту о возмездии, что является прямой дорогой к возникновению у ребёнка дидактогенного невроза и даже суицида. На страже здоровья стоит не только медицина. Лечат не только лекарства, а в большей мере положительные эмоции, радость. А какая радость от кличек, затрещин и вербальных издевательств? Учителя в школе говорят: «Откуда у нас в школе, в классе такие дети? Ничего не хотят, ничто их не интересует. Телек включил, в компьютер поиграл, в интернете посмотрел пошлые фильмы, картинки, поспал, поел и всё. И всё! Откуда дети злые?», а ведь многое идёт от учителя. Вот например: пришла учительница домой уставшая, проверила тетради, посмотрела TV и спать. На большее сил нет. Недомогание. Утром пришла в класс. К ней подходит ребёнок с вопросом: «А к какому уроку сейчас надо готовиться?». А учитель в ответ: «Посмотри в дневник. У тебя памяти что ли, нет? Посмотри на себя на кого ты похож, неряха и т.д.». После этого ребёнок замыкается и ничего не делает назло учительнице. Учитель двойку — не учит, вновь двойку — не учит. В школу не хочет идти. Озлобился, совершает плохие поступки и явно, и втихаря. (По С.С.Коновалову). Низкий уровень психологической культуры учителя, недостаток коммуникативных способностей и навыков саморегуляции делают учителя в стрессовых ситуациях и палачом и жертвой одновременно. Страдают, конечно, дети, ибо попадают в невротизирующую среду обитания. Педагог, конечно, тоже пострадает, расплачивающийся за всё самотическими и нервопсихическими болезнями. «В основе всего обучения должны быть положительный эмоциональный оргон.» — утверждает русский дидакт И.Я.Лернер. Очень важно каждому учителю соблюдать принцип здоровья оберегающих технологий — гуманизма, придерживаясь которого надо постоянно проявлять обнадёживающее сочувствие даже к незначительным (на взгляд взрослых) проблемам ребёнка, внушать им веру и надежду в добрые возможности и светлые перспективы к успешному обучению. В этом убеждает нас и В.А.Сухомлинский , и Ш.А. Амонашвили. Помнят ли об этом учителя? К счастью — большинство. Помнят, знают, утверждают в своей педагогической. Совокупность профессиональных умений, обеспечивающих благотворное воздействие педагога на ребёнка, в контексте взаимодействия с ним и позволяющих ученику вступать во взаимодействие с миром на уровне культуре, а педагогу быть профессионально свободным в достижении воспитательной и образовательной цели. К этому должен стремиться каждый учитель. Помимо всего прочего, к тому, чтобы каждый ребёнок был социально адаптирован в классе, в школе. Он должен идти туда если не с особой радостью, то по крайней мере не с отвращением. Здесь обязательным является соблюдение ещё одно из принципов здоровье оберегающих технологий — индивидуально-личностного отношения, которое предполагает видеть в ребёнке личность со всеми её индивидуальными чертами характера, воли, интеллекта, многообразными нюансами поведения, отношением к учёбе, к здоровью и, в соответствии с этим конструировать те или иные психолого-педагогические воздействия. Ребёнок как личность и индивидуальность является субъектом и требует особого осторожного прикосновения, щадящего и гуманного, но содействующего восхождению его к достижениям культуры путём непрерывного физического и духовного усилия, как единственного способа стать рядом с человечеством на уровень современной культуры. И педагогу приходится разрешать противоречия, чтобы с одной стороны не подавить на личность, закрывая ей путь к проявлению своего Я, а с другой стороны, чтобы не допустить превращения её в дикаря, предупреждая каждым своим действием, словом, взглядом, голосом , мимикой, движением, возникновением дидактогенных неврозов. Энурезы (недержание мочи), логоневрозы(нарушение речевой функции, вызванные внешними психическими нагрузками, выражающиеся в заикании, страхе речи, потери речи), различные тики, истерики, юношеские гипертонии, фобии. Главная причина их возникновения — школа, учебный процесс, связанный с перегрузками, нервными переживаниями, перенапряжением, дистрессовыми состояниями, игнорирование здоровье оберегающих технологий. Учителю не должно быть безразличным здоровье ребёнка. В.Л. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» исходя из своего опыта убеждал читателя в том, что у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания — плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего незаметное и поддающееся излечению только при совместных усилиях родителей, учителя, врача . В плоть и кровь каждого учителя должны войти забота о здоровье ребёнка, непрекращающаяся профессиональная озабоченность о недопустимости малейшего вреда для здоровья учащихся. Любовь, вера, честность и порядочность, умение выслушать (значит дать возможность выговориться каждому ребёнку)стоят на первом месте там, где идёт сражение за человека. Несомненно, что высочайший профессионализм, знание самых последних достижений в педагогике и умение применять их на практике, постоянное самосовершенствование, научно-исследовательская работа — это тоже отражение любви к человеку и своей профессии.
Задачи школы, каждого учителя в целях предупреждения дидактогенных (школьных) неврозов, это следующие: - формировать у детей сознательное стремление к здоровому образу жизни; - укреплять и развивать у младших школьников представления о себе, как о умелом, успешном, здоровом, нравственном человеке; - дать ребёнку представление о собственном внутреннем мире, о его месте в окружающем мире; - побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, и главнейшей из них — сохранение здоровья, выработки личного отношения к нему, осознанию внутренней собственной позиции и жизненных ценностях;
- воспитывать убеждённость отрицательного отношения к вредным привычкам; - формировать убеждения оптимизма, доброты, любви, отзывчивости, сопереживанию ко всему окружающему.
Немає коментарів:
Дописати коментар