пʼятниця, 7 серпня 2015 р.

Профилактика и коррекция компьютерной игровой зависимости у подростков средствами психодрамы.

Профилактика и коррекция компьютерной игровой зависимости у подростков средствами психодрамы.

Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков.

Негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости или аддикции.

Психодрама - метод, который может быть эффективен и в профилактической и коррекционной работе с подростками. Психодрама позволяет мягко, ненавязчиво прикоснуться к своему и чужому опыту, увидеть проблему под другим углом зрения

Игровая компьютерная зависимость формируется благодаря двум описанным ранее механизмам – стремлению к принятию роли и уходу от реальности, исходя из этого, основная работа психолога по преодолению и предупреждению данного вида зависимости будет основана на исследовании, коррекции или устранении этих механизмов.

Чем глубже человек погружается в виртуальное пространство, тем сложнее ему возвращаться к реальному миру – с его делами, тревогами и ограничениями. В связи с этим, человек еще сильнее погружается в игру, и появляется серьезная опасность возникновения «пропасти» между реальным и виртуальным мирами.

Своеобразным мостом между этими реальностями может служить дополнительная реальность психодрамы, которая позволяет аддикту снова вернуться в реальность. В дополнительной реальности психодрамы так же, как и в компьютерных играх, есть  возможность для реализации фантазий и претворения в жизнь своих желаний и удовлетворения разных потребностей. В ней также можно принять любую роль, побыть тем, кем хочется, испытать целый ряд различных эмоциональных состояний. Но в то же время, психодраматическое действие происходит в реальном пространстве и с реальными людьми.

Здесь ребята находятся в реальной ситуации общения, им нужно учиться взаимодействовать, общаться. Если у них что-то не получится, они должны будут изменить свое поведение, свои реакции. В виртуальном пространстве достаточно было бы просто сменить сервер игры и продолжать вести себя так, как захочется, тем самым сохраняя дисфункциональный паттерн поведения.  Кроме того, во время психодраматической ролевой игры подростки развивают креативность, фантазию. Они не получают реальность готовой и красиво нарисованной – как в виртуальном пространстве, а создают игровое пространство и его красоту сами.

Психодрама и ролевые игры помогают подросткам осваивать новые, необходимые для них роли. Здесь ведущему следует отмечать, дефицит каких именно ролей присутствует у разных участников группы, исследовать возможные ролевые конфликты и тем самым способствовать формированию более адаптивного и гибкого поведения.

Чем же отличаются ролевые психодраматические игры от компьютерных? Ключевым отличием от игр компьютерных здесь является смыслообразующий фактор. После проигрывания определенного сюжета, разнообразных сцен в психодраме всегда проводится шеринг, где участники анализируют, обобщают, наполняют смыслом свое пребывание в той или иной роли. Все вместе участники действия и зрители обсуждают, как та или иная роль и что именно из нее может пригодиться им в реальной жизни. Участники также делятся эмоциями и чувствами, которые у них возникали в разные моменты во время проигрывания сцен и после него, своими впечатлениями делятся зрители, которые имели возможность видеть проигрывание со стороны, можно сказать, наблюдали из «зеркала». Освоение новых ролей делает поведение ребят более гибким, адаптивным, спонтанным, помогает им развить необходимые качества и способности, дает возможность испытывать разнообразные эмоции и чувства.

Подобное наделение смыслом отсутствует в ролевой компьютерной игре. Со слов одного игрока, преодолевшего на данный момент игровую зависимость, ни одна из онлайновых компьютерных игр не имеет логической завершенности, и смысл игры заключается в самом процессе игры, без конечного результата и цели. Если дословно: «Я дерусь просто потому, что я дерусь».

В  связи с тем, что потребность в изменении и принятие роли – является одним из ведущих механизмов формирования игровой компьютерной зависимости, особо важным является освоение подростками возможностей принятия привлекательной роли вне игры. Психодрама дает возможность принять и освоить желаемую роль  в дополнительной, символической реальности. Осваивая разнообразные роли, подросток имеет возможность расширить свой репертуар ролей, а значит обогатить свою реальную, настоящую жизнь. Здесь подростки учатся не просто приятно проводить время, но и искать применение открытых ими «Героических» способностей и навыков в реальной жизни.

В компьютерной игре полностью отсутствует телесность. Все, что нужно для игры – мелкая моторика пальцев и зрение. Однако у человека существует множество телесных реакций, которые игнорируются в виртуальной игре и наоборот – важны в символической ролевой игре. Здесь подростки имеют возможность убегать, прятаться, таиться, подкрадываться, и многое другое – что, несомненно, обогащает их в сравнении с компьютерными играми. Все чувства и эмоции в киберпространстве игроки выражают через нарисованные картинки с разными выражениями лиц («смайлы»), которые далеко не всегда могут отразить настоящее состояние человека. Более того, привыкшие к общению с помощью «смайлов», в ситуации реального общения такие люди затрудняются в выражении эмоций. Гораздо проще выбрать щелчком компьютерной мышки подходящий смайл, чем выразить ту же самую эмоцию в реальности. На психодраматических занятиях подростки учатся дифференцированию своих эмоций и чувств, а также нахождению способов их позитивного выражения и высвобождения, вместо бездумной импульсивности и агрессивности, выражение которых происходит в компьютерных играх.

Еще одним важным преимуществом психодрамы и психодраматических ролевых игр является тот факт, что  здесь участники совместно с ведущим формулируют правила и ограничения, а также цели и результаты работы. У каждого участника ролевой игры может быть своя собственная или коллективно выбранная цель, а не навязанная производителями компьютерных игр.

Подростки в символической игре принимают решения и несут за них ответственность – принимают ограничения нашего реального мира. Но в то же время, по сравнению с компьютерными играми у ребят больше свободы – для выбора целей, стратегий поведения, а также построения пространства.  Таким образом, поведение подростков в ролевой психодраматической игре является  и более осознанным, ответственным, и более свободным, креативным.

В работе с механизмом «ухода от реальности», на наш взгляд, ключевыми являются два вопроса:  от чего уходит подросток, и к чему, куда уходит подросток.

Исследование темы «от чего уходит» поможет прояснить основные причины возникновения компьютерной игровой зависимости. Первостепенной стоит задача поиска источника дискомфорта и затруднений в реальной жизни подростков. Развитие ролевой гибкости и спонтанности благодаря ролевым играм и психодраме может помочь преодолеть «пропасть» между виртуальным и реальным миром. Научившись адекватным способам реагирования на затруднительные ситуации, у подростка гораздо реже, на наш взгляд, будет возникать желание отстраниться от реальности и с головой уйти в виртуальный мир. Многие травмирующие ситуации мы не в силах изменить, но совместный поиск в группе нового видения и восприятия этих ситуаций может в значительной степени улучшить жизнь подростков.

Исследование темы: «В какую новую реальность, куда уходит подросток», - открывает возможности прояснения, что именно привлекает игроков в виртуальной реальности. Если человек предпочитает виртуальный  мир реальному, значит, в этом мире есть что-то, привлекающее игрока, чего нет в реальном мире. Здесь, на наш взгляд, важно исследовать, что конкретно дает пребывание в виртуальной реальности игроку, и действительно ли это недосягаемо в реальной жизни. Из-за невозможности удовлетворять потребности в реальной жизни, они переносятся человеком в виртуальное пространство, и наша задача исследовать эту потребность, перенести ее обратно в реальность, а также найти способы ее удовлетворения в реальной жизни.   Кроме того, зачастую у человека закрепляется негативный опыт, формируется определенный паттерн поведения. Например, многие подростки предпочитают игровое общение реальному. Часто за этим стоит прошлый негативный опыт, неуверенность в себе и недостаточно развитые коммуникативные навыки. Развитие на психодраматических занятиях недостающих качеств позволит подросткам получать удовольствие от реального, а не виртуального взаимодействия.  Кроме того, благодаря психодраматическим ролевым играм, подростки имеют возможность быть Творцами – совместных игр и занятий, Себя самих и Своего Мира.

Немає коментарів:

Дописати коментар