ПРИЧИНЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
13-летний подросток ограбил родных бабушку с дедушкой, чтобы разжиться стольником для похода в интернет-кафе... Старшеклассник, наигравшись в Diablo (по-испански это означает «Дьявол»), жестоко избил попавшихся на его пути соседей-второклассников... 11-летний паренек умер от сердечного приступа прямо над клавиатурой. Выяснилось - он просидел в Сети почти 30 часов безвылазно.
Таких историй предостаточно в любой инспекции по делам несовершеннолетних.
А сколько мальчишек и девчонок просто пропадают в виртуальном мире, бросая учебу, переставая общаться с друзьями, конфликтуя с родителями? Тысячи? Десятки тысяч? Компьютерная наркомания - болезнь. Родители, пытающиеся отодрать отпрысков от монитора, это уже очень хорошо понимают.
Сегодня мы коснемся очень важной проблемы: проблемы компьютерной зависимости ребенка (подростка). Актуальность исследования причин компьютерной зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику.
Цель работы: изучение сведений о компьютерной зависимости, причин возникновения компьютерной зависимости у подростков.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомиться с литературой по данной теме.
2. Получить целостное представление о компьютерной зависимости.
3. Составить вопросы анкеты для определения компьютерной зависимости.
4. Провести анкетирование среди обучающихся на выявление компьютерной зависимости.
5. Разработать рекомендации для родителей учащихся по профилактике компьютерной зависимости.
Объект: компьютерная зависимость в подростковом возрасте.
Предмет: влияние компьютерной зависимости на личность подростка.
Гипотеза исследования: Компьютерная зависимость способствует негативному преобразованию личности подростка, так как в этом возрасте в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности.
При работе над данной темой были применены следующие методы исследования:
1. Анализ литературных данных о компьютерной зависимости.
2. Разработка анкеты о компьютерной зависимости.
3. Проведение анкетирования среди обучающихся школы.
4. Систематизация сведений, полученных на основе анкетирования.
Мной был составлен вопросы теста для определения компьютерной зависимости и проведена анкетирование среди обучающихся школы. Проанализировав полученные результаты, разработала рекомендации для родителей учащихся по профилактике компьютерной зависимости.
Ценность полученных результатов заключается в том, что получена общая картина о состоянии влияния компьютеров на учащихся разных возрастов по школе.
Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 1980-х годов американские учёные. В наше время термин «компьютерная зависимость» всё ещё не признан многими учёными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером очевиден и приобретает всё больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость и игромания, которые так или иначе связаны с проведением длительного времени за компьютером.
Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость? Безусловно, да. Однако психологи и психиатры до сих пор спорят, каких людей считать зависимыми, а каких - нет. Если брать за критерий время, проведенное за компьютером, - тогда всех программистов, за редким исключением, придется признать зависимыми. Но это не совсем так. В отличие от действительно зависимых людей у программистов нет патологического стремления постоянно работать на компьютере. Просто по долгу службы им приходится это делать. Поэтому психологи пришли к выводу, что зависимый от компьютера человек - прежде всего тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.
Современные родители часто не знают, в какие игры играет их ребенок и какой вред или пользу может принести такое увлечение.
Основными причинами возникновения компьютерной зависимости у младших школьников (7-10 лет) и подростков являются:
1. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его.
2. Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.
3. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребёнок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Например, ребёнок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он – главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.
4. Следующую причину психологи обозначили как «наличие тяжёлой инвалидности, серьёзного заболевания». Разумеется, нет ничего плохого в том, что компьютер позволяет таким детям «открывать мир», находить друзей – это абсолютное благо. Зависимость же наступает тогда, когда при появлении альтернативных возможностей обучения, общения, досуга, они (эти новые возможности) отвергаются, когда компьютер используется лишь как средство получения удовольствия, но не информации, не пользы.
А отличник, здоровый ребёнок, у которого много друзей и с родителями прекрасные отношения, не может приобрести компьютерную зависимость? Ответ: конечно, может! Детская психика ведь ещё не окрепшая, стержень характера ещё не сформировался, «компьютерных соблазнов» очень много, а во многих компьютерных играх могут использоваться эффекты, оказывающие психологическое влияние.
Мной был проведен эксперимент на базе МБОУ «СОШ №1» г.Шумерля. В эксперименте приняли участие 300 подростков в возрасте 10-13 лет. Им было предложено ответить на вопросы теста на интернет-зависимость. Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда. При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь. При сумме баллов 80 и выше высока вероятность Интернет-зависимость и необходима помощь специалиста.
Были получены следующие результаты:
• доминирующий вариант ответов «часто»,
• так же опрошенные отметили у себя резь в глазах; нечастые головные боли;
• хорошее самочувствие, эйфорию при работе на компьютере.
Таким образом, можно сделать вывод об отсутствие явной компьютерной зависимости у подростков-участников исследования, но о существовании таковых в этой группе можно говорить смело (66,7%).
Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если:
– в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
– у ребёнка разносторонние интересы и увлечения;
– ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
– ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.
Если подросток уже стал компьютерозависимым, то восстановить доверие между ним и родителями будет сложно. Однако если мама и папа найдут причину этой зависимости, то смогут снова подружиться со своим ребенком. Не спешите категорически запрещать сидение за компьютером. Это самое неэффективное из того, что можно сделать. Первый шаг на пути избавления от зависимости – организация домашнего личного пространства, где подросток будет чувствовать себя комфортно. Позволяйте ему общаться с друзьями дома, разрешайте приводить их к себе в комнату. Следите, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.
Рекомендации для родителей учащихся по профилактике компьютерной зависимости.
• Личный пример родителей, если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
• Список совместных дел, игр, развивающих уличных состязаний. Все должно быть спланировано, чтобы не оставалось свободной минуты.
• Использовать компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
• Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
• Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы по вашему мнение полезнее играть.
• Лечение «красотой» реальности: познать мир, музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками.
• Установка специальных сетевых фильтров и специализированного ПО, позволяющего контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.
А главное, что необходимо для искоренения компьютерной зависимости, – близкие и честные отношения между всеми членами семьи. Станьте ребенку другом и помощником: пусть он знает, что всегда может на вас положиться и доверить вам свои проблемы.
У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
13-летний подросток ограбил родных бабушку с дедушкой, чтобы разжиться стольником для похода в интернет-кафе... Старшеклассник, наигравшись в Diablo (по-испански это означает «Дьявол»), жестоко избил попавшихся на его пути соседей-второклассников... 11-летний паренек умер от сердечного приступа прямо над клавиатурой. Выяснилось - он просидел в Сети почти 30 часов безвылазно.
Таких историй предостаточно в любой инспекции по делам несовершеннолетних.
А сколько мальчишек и девчонок просто пропадают в виртуальном мире, бросая учебу, переставая общаться с друзьями, конфликтуя с родителями? Тысячи? Десятки тысяч? Компьютерная наркомания - болезнь. Родители, пытающиеся отодрать отпрысков от монитора, это уже очень хорошо понимают.
Сегодня мы коснемся очень важной проблемы: проблемы компьютерной зависимости ребенка (подростка). Актуальность исследования причин компьютерной зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику.
Цель работы: изучение сведений о компьютерной зависимости, причин возникновения компьютерной зависимости у подростков.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомиться с литературой по данной теме.
2. Получить целостное представление о компьютерной зависимости.
3. Составить вопросы анкеты для определения компьютерной зависимости.
4. Провести анкетирование среди обучающихся на выявление компьютерной зависимости.
5. Разработать рекомендации для родителей учащихся по профилактике компьютерной зависимости.
Объект: компьютерная зависимость в подростковом возрасте.
Предмет: влияние компьютерной зависимости на личность подростка.
Гипотеза исследования: Компьютерная зависимость способствует негативному преобразованию личности подростка, так как в этом возрасте в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности.
При работе над данной темой были применены следующие методы исследования:
1. Анализ литературных данных о компьютерной зависимости.
2. Разработка анкеты о компьютерной зависимости.
3. Проведение анкетирования среди обучающихся школы.
4. Систематизация сведений, полученных на основе анкетирования.
Мной был составлен вопросы теста для определения компьютерной зависимости и проведена анкетирование среди обучающихся школы. Проанализировав полученные результаты, разработала рекомендации для родителей учащихся по профилактике компьютерной зависимости.
Ценность полученных результатов заключается в том, что получена общая картина о состоянии влияния компьютеров на учащихся разных возрастов по школе.
Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 1980-х годов американские учёные. В наше время термин «компьютерная зависимость» всё ещё не признан многими учёными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером очевиден и приобретает всё больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость и игромания, которые так или иначе связаны с проведением длительного времени за компьютером.
Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость? Безусловно, да. Однако психологи и психиатры до сих пор спорят, каких людей считать зависимыми, а каких - нет. Если брать за критерий время, проведенное за компьютером, - тогда всех программистов, за редким исключением, придется признать зависимыми. Но это не совсем так. В отличие от действительно зависимых людей у программистов нет патологического стремления постоянно работать на компьютере. Просто по долгу службы им приходится это делать. Поэтому психологи пришли к выводу, что зависимый от компьютера человек - прежде всего тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.
Современные родители часто не знают, в какие игры играет их ребенок и какой вред или пользу может принести такое увлечение.
Основными причинами возникновения компьютерной зависимости у младших школьников (7-10 лет) и подростков являются:
1. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его.
2. Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.
3. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребёнок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Например, ребёнок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он – главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.
4. Следующую причину психологи обозначили как «наличие тяжёлой инвалидности, серьёзного заболевания». Разумеется, нет ничего плохого в том, что компьютер позволяет таким детям «открывать мир», находить друзей – это абсолютное благо. Зависимость же наступает тогда, когда при появлении альтернативных возможностей обучения, общения, досуга, они (эти новые возможности) отвергаются, когда компьютер используется лишь как средство получения удовольствия, но не информации, не пользы.
А отличник, здоровый ребёнок, у которого много друзей и с родителями прекрасные отношения, не может приобрести компьютерную зависимость? Ответ: конечно, может! Детская психика ведь ещё не окрепшая, стержень характера ещё не сформировался, «компьютерных соблазнов» очень много, а во многих компьютерных играх могут использоваться эффекты, оказывающие психологическое влияние.
Мной был проведен эксперимент на базе МБОУ «СОШ №1» г.Шумерля. В эксперименте приняли участие 300 подростков в возрасте 10-13 лет. Им было предложено ответить на вопросы теста на интернет-зависимость. Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда. При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь. При сумме баллов 80 и выше высока вероятность Интернет-зависимость и необходима помощь специалиста.
Были получены следующие результаты:
• доминирующий вариант ответов «часто»,
• так же опрошенные отметили у себя резь в глазах; нечастые головные боли;
• хорошее самочувствие, эйфорию при работе на компьютере.
Таким образом, можно сделать вывод об отсутствие явной компьютерной зависимости у подростков-участников исследования, но о существовании таковых в этой группе можно говорить смело (66,7%).
Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если:
– в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
– у ребёнка разносторонние интересы и увлечения;
– ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
– ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.
Если подросток уже стал компьютерозависимым, то восстановить доверие между ним и родителями будет сложно. Однако если мама и папа найдут причину этой зависимости, то смогут снова подружиться со своим ребенком. Не спешите категорически запрещать сидение за компьютером. Это самое неэффективное из того, что можно сделать. Первый шаг на пути избавления от зависимости – организация домашнего личного пространства, где подросток будет чувствовать себя комфортно. Позволяйте ему общаться с друзьями дома, разрешайте приводить их к себе в комнату. Следите, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.
Рекомендации для родителей учащихся по профилактике компьютерной зависимости.
• Личный пример родителей, если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
• Список совместных дел, игр, развивающих уличных состязаний. Все должно быть спланировано, чтобы не оставалось свободной минуты.
• Использовать компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
• Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
• Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы по вашему мнение полезнее играть.
• Лечение «красотой» реальности: познать мир, музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками.
• Установка специальных сетевых фильтров и специализированного ПО, позволяющего контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.
А главное, что необходимо для искоренения компьютерной зависимости, – близкие и честные отношения между всеми членами семьи. Станьте ребенку другом и помощником: пусть он знает, что всегда может на вас положиться и доверить вам свои проблемы.
Немає коментарів:
Дописати коментар