Психологическая готовность к формированию зависимого поведения в подростковом возрасте.
Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов. В течение этого периода происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
Ребенок, став подростком, обнаруживает неподготовленность управлять собственным бурным развитием, своими переживаниями. Восприятие носит избирательный характер. Подросток склонен воспринимать наиболее интересные для него предметы и явления. Для внимания в этом возрасте также характерна избирательность. Подросток внимателен к тому, что его интересует, увлекательной работой занимается сосредоточенно и длительное время, не чувствуя усталости. Вместе с тем по причине большой возбудимости детям и подросткам присуща неустойчивость внимания. Дети и подростки стремятся иметь и отстаивать свои суждения. Важной особенностью их мышления является критичность, особенно в отношении к высказываниям взрослых. Появляется стремление самому разобраться в жизни. Эта особенность мышления способствует выработке самостоятельных взглядов и убеждений, что имеет важное значение в становлении его личности.
Особенно остро у детей и подростков проявляется чувство коллективизма. Подросток дорожит мнением одноклассников и старается заслужить своим поведением их одобрение. Неумение найти свое место в коллективе учащихся приводит к замкнутости, одиночеству, что может явиться причиной недисциплинированности, поисков деятельности вне коллектива сверстников. В сознании и поведении подростка одновременно уживаются детство и зрелость.
Для этого возраста также характерны появление беспокойства, тревоги, склонность подростка к резким перепадам настроения, конфликтность и агрессивность. Обостряется чувствительность подростка к оценке другими его внешности, способностей, силы, формируется чувство взрослости.
В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения детей и подростков.
Подростковый возраст – самый уязвимый для возникновения разнообразных нарушений. К наиболее типичным нарушениям этого возраста можно отнести отклоняющееся от нормы поведение. Одним из типов отклоняющегося поведения – является аддиктивное поведение.
А.А. Реан дает следующее определение аддиктивного поведения – «злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания». В более широком смысле аддиктивное поведение рассматривается как один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредствам приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
Психологическая готовность к формированию той или иной аддикции состоит в неспособности адекватного восприятия ситуаций, связанных с необходимостью преодоления жизненных трудностей, налаживания отношений с окружающими, правильной регуляции своего поведения. Этот феномен представляет собой сочетание определенных личностных особенностей, препятствующих нормальной социальной адаптации подростка. Являясь личностным образованием, психологическая готовность к аддиктивному поведению проявляется не всегда, находясь как бы в скрытом (латентном) состоянии. Она актуализируется в ситуации затрудненности удовлетворения значимых социальных потребностей человека.
Основными психическими особенностями подростков, склонных к формированию зависимого поведения являются: слабое развитие самоконтроля, самодисциплины, неадекватная – заниженная или завышенная самооценка, низкая устойчивость к всевозможным неблагоприятным воздействиям и стрессам, неумение преодолевать трудности, эмоциональная неустойчивость, склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации, а также низкий уровень развития социальных навыков.
Кроме того, в МКБ-10 личности зависимого типа соответствует несколько критериев.
1. Стремление отказаться от ответственности, особенно при принятии решений.
2. Предпочтение мнений других собственной оценке событий.
3. Готовность любой ценой заслужить положительную оценку, лёгкая ранимость при малейшей критике или неодобрении.
4. Страх быть отвергнутым, плохая переносимость одиночества, ощущения опустошенности или беспомощности в одиночестве.
Как правило, для подростков «группы риска» характерны дисгармония функционирования эмоциональной сферы, проявляющаяся в неспособности к четкой дифференцировке своих чувств, невозможности спонтанно отреагировать их в коммуникативных ситуациях. Это часто формируется в результате псевдосолидарного типа семейных отношений, в которых выражение чувств считается излишним или, вообще, относится к проявлению слабости. Отношения в семьях носят формальный характер, отсутствует искренняя вовлеченность родителей в дела ребенка, что способствует возникновению у него ощущения изолированности, и в дальнейшем приводит к проблемам адаптации в коллективе сверстников. Даже при наличии порой широкого круга общения, глубокие дружеские отношения возникают крайне редко, нет и эмоциональной привязанности к кому-либо из окружения. По мере развития игровой компьютерной зависимости круг общения значительно сужается и приводит фактически к формальной изоляции подростка.
Рассмотрим типичную ситуацию развития «трудновоспитуемого» подростка, который в силу разных причин постоянно получает замечания, выговоры от учителей, плохо учится и не встречает понимания и поддержки у родителей, поскольку те не умеют (или не хотят) занять правильную воспитательную позицию и искать адекватные методы педагогического воздействия.
В этом случае оказывается фрустрированным целый ряд социальных потребностей подростка:
а) потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (поскольку следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей);
б) потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости обычно ассоциируется с недостаточным развитием способностей и интеллекта);
в) потребность в общении (мнение учителя в подростковом возрасте в значительной степени определяет мнение коллектива, а низкая оценка успеваемости не способствует улучшению положения ученика в системе межличностных отношений в коллективе класса) .
Актуализацию психологической готовности к зависимому поведению обусловливают следующие внутренние и внешние причины:
неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей;
несформированность или неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющей ему хотя бы временно снять эмоциональное напряжение;
наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного выхода.
При возникновении затруднительных условий и отсутствии поддержки в значимом для него окружении и семье подросток оказывается беспомощным перед захлестывающими его отрицательными эмоциональными состояниями. Столкнувшиеся с невозможностью изменить подобное состояние продуктивным путем и не имеющие эффективных способов психологической защиты, такие люди оказываются перед выбором: невроз или зависимое поведение. Иными словами, те люди, которым свойственна такая психологическая готовность, в ситуации затрудненности удовлетворения жизненно важных социальных потребностей предрасположены к формированию зависимого поведения или неврозу.
Своевременное выявление у подростка психологической готовности к зависимому позволяет осуществлять раннюю профилактику отклонений в его поведении.
Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов. В течение этого периода происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
Ребенок, став подростком, обнаруживает неподготовленность управлять собственным бурным развитием, своими переживаниями. Восприятие носит избирательный характер. Подросток склонен воспринимать наиболее интересные для него предметы и явления. Для внимания в этом возрасте также характерна избирательность. Подросток внимателен к тому, что его интересует, увлекательной работой занимается сосредоточенно и длительное время, не чувствуя усталости. Вместе с тем по причине большой возбудимости детям и подросткам присуща неустойчивость внимания. Дети и подростки стремятся иметь и отстаивать свои суждения. Важной особенностью их мышления является критичность, особенно в отношении к высказываниям взрослых. Появляется стремление самому разобраться в жизни. Эта особенность мышления способствует выработке самостоятельных взглядов и убеждений, что имеет важное значение в становлении его личности.
Особенно остро у детей и подростков проявляется чувство коллективизма. Подросток дорожит мнением одноклассников и старается заслужить своим поведением их одобрение. Неумение найти свое место в коллективе учащихся приводит к замкнутости, одиночеству, что может явиться причиной недисциплинированности, поисков деятельности вне коллектива сверстников. В сознании и поведении подростка одновременно уживаются детство и зрелость.
Для этого возраста также характерны появление беспокойства, тревоги, склонность подростка к резким перепадам настроения, конфликтность и агрессивность. Обостряется чувствительность подростка к оценке другими его внешности, способностей, силы, формируется чувство взрослости.
В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения детей и подростков.
Подростковый возраст – самый уязвимый для возникновения разнообразных нарушений. К наиболее типичным нарушениям этого возраста можно отнести отклоняющееся от нормы поведение. Одним из типов отклоняющегося поведения – является аддиктивное поведение.
А.А. Реан дает следующее определение аддиктивного поведения – «злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания». В более широком смысле аддиктивное поведение рассматривается как один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредствам приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
Психологическая готовность к формированию той или иной аддикции состоит в неспособности адекватного восприятия ситуаций, связанных с необходимостью преодоления жизненных трудностей, налаживания отношений с окружающими, правильной регуляции своего поведения. Этот феномен представляет собой сочетание определенных личностных особенностей, препятствующих нормальной социальной адаптации подростка. Являясь личностным образованием, психологическая готовность к аддиктивному поведению проявляется не всегда, находясь как бы в скрытом (латентном) состоянии. Она актуализируется в ситуации затрудненности удовлетворения значимых социальных потребностей человека.
Основными психическими особенностями подростков, склонных к формированию зависимого поведения являются: слабое развитие самоконтроля, самодисциплины, неадекватная – заниженная или завышенная самооценка, низкая устойчивость к всевозможным неблагоприятным воздействиям и стрессам, неумение преодолевать трудности, эмоциональная неустойчивость, склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации, а также низкий уровень развития социальных навыков.
Кроме того, в МКБ-10 личности зависимого типа соответствует несколько критериев.
1. Стремление отказаться от ответственности, особенно при принятии решений.
2. Предпочтение мнений других собственной оценке событий.
3. Готовность любой ценой заслужить положительную оценку, лёгкая ранимость при малейшей критике или неодобрении.
4. Страх быть отвергнутым, плохая переносимость одиночества, ощущения опустошенности или беспомощности в одиночестве.
Как правило, для подростков «группы риска» характерны дисгармония функционирования эмоциональной сферы, проявляющаяся в неспособности к четкой дифференцировке своих чувств, невозможности спонтанно отреагировать их в коммуникативных ситуациях. Это часто формируется в результате псевдосолидарного типа семейных отношений, в которых выражение чувств считается излишним или, вообще, относится к проявлению слабости. Отношения в семьях носят формальный характер, отсутствует искренняя вовлеченность родителей в дела ребенка, что способствует возникновению у него ощущения изолированности, и в дальнейшем приводит к проблемам адаптации в коллективе сверстников. Даже при наличии порой широкого круга общения, глубокие дружеские отношения возникают крайне редко, нет и эмоциональной привязанности к кому-либо из окружения. По мере развития игровой компьютерной зависимости круг общения значительно сужается и приводит фактически к формальной изоляции подростка.
Рассмотрим типичную ситуацию развития «трудновоспитуемого» подростка, который в силу разных причин постоянно получает замечания, выговоры от учителей, плохо учится и не встречает понимания и поддержки у родителей, поскольку те не умеют (или не хотят) занять правильную воспитательную позицию и искать адекватные методы педагогического воздействия.
В этом случае оказывается фрустрированным целый ряд социальных потребностей подростка:
а) потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (поскольку следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей);
б) потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости обычно ассоциируется с недостаточным развитием способностей и интеллекта);
в) потребность в общении (мнение учителя в подростковом возрасте в значительной степени определяет мнение коллектива, а низкая оценка успеваемости не способствует улучшению положения ученика в системе межличностных отношений в коллективе класса) .
Актуализацию психологической готовности к зависимому поведению обусловливают следующие внутренние и внешние причины:
неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей;
несформированность или неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющей ему хотя бы временно снять эмоциональное напряжение;
наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного выхода.
При возникновении затруднительных условий и отсутствии поддержки в значимом для него окружении и семье подросток оказывается беспомощным перед захлестывающими его отрицательными эмоциональными состояниями. Столкнувшиеся с невозможностью изменить подобное состояние продуктивным путем и не имеющие эффективных способов психологической защиты, такие люди оказываются перед выбором: невроз или зависимое поведение. Иными словами, те люди, которым свойственна такая психологическая готовность, в ситуации затрудненности удовлетворения жизненно важных социальных потребностей предрасположены к формированию зависимого поведения или неврозу.
Своевременное выявление у подростка психологической готовности к зависимому позволяет осуществлять раннюю профилактику отклонений в его поведении.
Немає коментарів:
Дописати коментар