Психологические и физиологические причины сниженного уровня интеллекта детей в общеобразовательной школе.
По результатам исследования психологического института РАО, Москва
Кафедра физиологии человека и животных биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Научно-методический центр «Д.А.Р.» им. Л. С. Выготского
Одной из наиболее волнующих причин в младшем школьном возрасте остается хроническая неуспеваемость, несмотря на то, что внимание многих специалистов (педагогов, врачей, психологов) направлено на изучение причин этого явления, которое, вероятнее всего, носит комплексный характер. Одной из таких причин, по мнению исследователей, является дисгармоничное развитие личности, в основе которого лежат такие этиологические факторы, как особенности внутриутробного развития, перинатальные патологии различной степени тяжести, эндокринные нарушения, генетические патологии.
Другие авторы считают существенными те социальные условия, в которых живет и воспитывается ребенок, - внутрисемейные отношения, личные качества учителей и воспитателей, психологический климат в школьном коллективе. Например, каждый специалист знает, какое отрицательное влияние на весь процесс развития личности, на обучение, на поведение оказывают неблагоприятные семейные отношения.
Существенно обостряет проблемы школьников начало их обучения с 6 лет: около 16% детей в этом возрасте не готовы к школьному обучению, а у 30 – 50% выявляется функциональная незрелость, от 5 до 15% детей без признаков умственной отсталости функционально не готовы к школьному обучению.
Все психологи, работающие с 6-летними детьми, приходят к одному и тому же выводу: 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Особенности личности 6-летних детей создают дополнительные трудности в процессе обучения.
Помимо психолого-педагогического аспекта данной проблемы, нельзя недооценивать значение функционального состояния организма ребенка и особенностей центральной нервной системы (ЦНС) ребенка. В этиологии «школьной незрелости» преобладают биологические факторы. У «незрелых» в сравнении со «зрелыми» школьниками выявлена функциональная незрелость биоэлектрической активности (БЭА) мозга и сердечно-сосудистой системы. Школьная программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма. Ребенок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм, и в первую очередь ЦНС, функционально не будут готовы к этому процессу.
Имеющиеся клинические наблюдения и нейропсихологические исследования показывают, что при недоразвитии лобных долей неизменно отмечается нарушение личностных компонентов. Морфологической основой нарушения высших психических функций, в частности мышления, может служить недоразвитие лобной системы коры больших полушарий мозга.
Наиболее тяжелые формы задержек психического развития обусловлены остаточными явлениями после перенесенных органических поражений ЦНС, а наиболее легкие – при функционально-динамических нарушениях.
Данные электроэнцефалограммы (ЭЭГ)- исследований детей с задержкой психического развития показывают, что у большинства таких детей имеются отклонения корковой ритмики, свидетельствующие о функциональной или органической недостаточности ЦНС. Степень этих изменений коррелирует с особенностями клинической картины.
Как известно, биологическое развитие организма в онтогенезе подчиняется строгой закономерности на всех его стадиях. На каждом отдельном этапе происходит последовательное формирование тех или иных структур, создающих предпосылки для усвоения качественно нового опыта и формирования новых психических возможностей.
Однако успешность обучения детей зависит не только от таких факторов, как биологический возраст, состояние здоровья и школьная зрелость, но, в первую очередь, от уровня сформированности мышления, которое в младшем дошкольном возрасте становится доминирующей функцией. Так, некоторые авторы высказывают предположения о слабом развитии когнитивных функций у неуспевающих учеников. Другие авторы подчеркивают, что основную роль в младшем школьном возрасте играет мышление, и его развитие определяет изменение всех других психических процессов.
Основы знаний закладываются именно в начальной школе. И то, что будет упущено в этом возрасте. Трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования умственного развития (уровня интеллекта) как наиболее важного свойства ученика, связанного с успешностью учебной деятельности и с психическим развитием ребенка в целом.
В исследовании, которое проводилось с 1 по 3 класс начальной школы, приняло участие 56 человек (27 мальчиков и 29 девочек), начавших обучение с 6 лет. Средний возраст на момент поступления в школу – 6,7 лет.
Использовались методики:
Тест умственного развития младшего школьника
Метод рисуночной фрустрации Розенцверга
Тест тревожности
Теппинг-тест для определения свойств нервной системы
Методики определения объема кратковременной вербальной и образной памяти
Проективная методика Рене Жиля для исследования межличностных и внутрисемейных отношений
Регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) для оценки функционального состояния и уровня зрелости центральной нервной системы (ЦНС);
Информация об успеваемости детей;
Методы математической обработки полученных результатов(расчет математических ожиданий, стандартных отклонений, доверительных интервалов, проверка соответствия распределения величин нормальному закону по критерию Колмогорова-Смирнова, оценка достоверности различий между двумя выборками по критерию Фишера и Т-критерию, а также кластерный, корреляционный и регрессионный анализ.
Результаты и их обсуждение
Данные результатов биоэлектрической активности (БЭА), как и данные литературы свидетельствовали о том, что в отношении морфофункциональных перестроек в ЦНС возраст 6-7 лет является критическим: в этот период идет интенсивное формирование будущего основного ритма ЭЭГ взрослого – альфа - ритма и закрепление ведущей роли коры к подкорковым структурам. Таким образом, результаты ЭЭГ-исследования 6-летних дают основания говорить об определенной степени функциональной незрелости их ЦНС, слабой форсированности контроля со стороны высших отделов коры головного мозга.
В результате исследования свойств нервной системы оказалось, что дети 6-7 лет обладают сравнительно низкой выносливостью и высокой лабильностью нервной системы, причем у девочек эти показатели выше, чем у мальчиков.
Исследуемые дети отличались повышенным уровнем тревожности по сравнению со средним для этого возраста нормами. Девочки были более тревожны, чем мальчики.
В данной возрастной категории преобладала наглядно-образная память (ее объем был в 2,2 раза выше, чем объем словесно-логической памяти), причем у девочек вербальная память развита лучше, чем у мальчиков. Что касается внимания, то у мальчиков этот показатель оказался достоверно выше, чем у девочек.
Исследуемая группа 6-летних детей имела показатель социальной адаптации в два раза ниже, чем нормативный показатель для этого возраста.
Исследование межличностной сферы позволило установить, что данной выборке детей наиболее свойственны такие черты личности, как доминантность (стремление к лидерству) и отгороженность. Исследование родительских отношений показало, что наиболее распространенный тип семейного воспитания отражает наличие межличностной дистанции в общении с ребенком.
Исследование уровня интеллекта было проведено в 3 классе. По результатам тестирования были выделены три группы детей: с низким, со средним и с высоким интеллектом. В целом по всей выборке средний уровень интеллекта был равен 61,6 балла. Группа учеников со сниженным интеллектом составила 18 человек (32,1%). С нормальным уровнем интеллекта 16 человек. С высоким уровнем – 22 человека.
Группа низко интеллектуальных детей отличалась от детей с нормальным и высоким уровнем интеллекта по некоторым психологическим показателям. Оказалось, что те дети, у которых в 3-м классе наблюдался сниженный уровень интеллекта, в 1-м классе отличались большей общительностью, или коммуникабельностью, что можно расценивать как склонность этих детей к игровой деятельности и вытекающей из этого неусидчивости. При этом у них отмечались более низкие школьные оценки, по возрасту они оказались младше своих одноклассников. Известно, что ведущей в 6-летнем возрасте остается игровая деятельность, и программы школьного обучения необходимо строить исходя из этой особенности. То есть не обучаться, используя игровые компоненты, а играть, обучаясь в процессе игры.
Результаты сравнения показателей биоэлектрической активности (БЭА) головного мозга детей со сниженным интеллектом выявили отличие этой группы детей от их нормально развивающихся сверстников в том, что активность долей головного мозга, ответственной за интеллектуальное развитие детей была более низкой.
На начальном этапе обучения ребенок идентифицирует себя со своей оценкой. Это может влиять и на его собственную самооценку, формируя в ребенке чувство неуверенности в своих возможностях, что в свою очередь может отрицательно сказаться на интеллектуальном развитии ребенка. С другой стороны, возможно, что оценка объективна. В этом случае наличие низких оценок в 1-м классе может служить предупреждением, которое необходимо учитывать, и заранее принимать соответствующие меры.
Показатель «друг» (по методике Рене Жиля), как правило, говорит о том, что у ребенка есть постоянный друг. Наличие друга облегчает адаптацию к новым социальным условиям, способствует развитию вербальных способностей ребенка, что положительно влияет на развитие интеллекта.
В результате анализа оказалось, что уровень интеллекта более точно предсказывается по показателям ЭЭГ, чем по психологическим показателям. Возможно, что психологическое развитие идет не параллельно с биологическим. Что биологический фактор на данном этапе развития играет большую роль, чем психологический, то есть биологический фактор на данном этапе онтогенеза является базисным, который определяет развитие всех остальных.
Таким образом, можно заключить, что на уровень интеллектуального развития ребенка в большей степени оказывают влияние показатели морфофункционального созревания ЦНС, а не психологические показатели. При поступлении в школу преобладающее значение будет иметь биологическая зрелость ребенка (и в первую очередь зрелость структур головного мозга), чем психологическая готовность к обучению. Этот вывод наводит на мысль о том, что если даже тестирование ребенка по психологическим параметрам и выявит готовность к обучению, функциональные возможности его организма еще не будут в достаточной мере сформированы.
Уровень интеллекта младших школьников существенно зависит от возраста детей при поступлении в 1-класс: чем старше ребенок (чем ближе к 7годам), тем выше вероятность того, что в будущем у него будет более высокий уровень интеллекта. Переход на более раннее обучение может впоследствии привести к снижению уровня интеллекта и, следовательно, к неуспеваемости в дальнейшем. Этот факт можно объяснить тем, что если в начале обучения ребенок не способен в должной мере усваивать требуемый объем знаний в силу объективных причин (несформированность структур головного мозга), то этих знаний у него не будет. В противовес, будет формироваться страх перед школой, нежелание учиться, что естественно, отразится на учебе, на поведении, и, что хуже всего, на здоровье ребенка. Родители и учителя будут приписывать неуспеваемость личностным особенностям, чертам характера, неусидчивости ребенка и будут требовать от него лучших оценок, заставляя все больше и больше заниматься уроками, не отдавая себе отчета в том, что ребенок, возможно, и хочет учиться, но не может в силу того, что он еще просто не дорос.
Конечно, все очень индивидуально, и бывают исключения, однако на основании исследования, можно утверждать, что большинство обследованных детей не готовы к обучению с 6 лет.
По результатам исследования психологического института РАО, Москва
Кафедра физиологии человека и животных биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Научно-методический центр «Д.А.Р.» им. Л. С. Выготского
Одной из наиболее волнующих причин в младшем школьном возрасте остается хроническая неуспеваемость, несмотря на то, что внимание многих специалистов (педагогов, врачей, психологов) направлено на изучение причин этого явления, которое, вероятнее всего, носит комплексный характер. Одной из таких причин, по мнению исследователей, является дисгармоничное развитие личности, в основе которого лежат такие этиологические факторы, как особенности внутриутробного развития, перинатальные патологии различной степени тяжести, эндокринные нарушения, генетические патологии.
Другие авторы считают существенными те социальные условия, в которых живет и воспитывается ребенок, - внутрисемейные отношения, личные качества учителей и воспитателей, психологический климат в школьном коллективе. Например, каждый специалист знает, какое отрицательное влияние на весь процесс развития личности, на обучение, на поведение оказывают неблагоприятные семейные отношения.
Существенно обостряет проблемы школьников начало их обучения с 6 лет: около 16% детей в этом возрасте не готовы к школьному обучению, а у 30 – 50% выявляется функциональная незрелость, от 5 до 15% детей без признаков умственной отсталости функционально не готовы к школьному обучению.
Все психологи, работающие с 6-летними детьми, приходят к одному и тому же выводу: 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Особенности личности 6-летних детей создают дополнительные трудности в процессе обучения.
Помимо психолого-педагогического аспекта данной проблемы, нельзя недооценивать значение функционального состояния организма ребенка и особенностей центральной нервной системы (ЦНС) ребенка. В этиологии «школьной незрелости» преобладают биологические факторы. У «незрелых» в сравнении со «зрелыми» школьниками выявлена функциональная незрелость биоэлектрической активности (БЭА) мозга и сердечно-сосудистой системы. Школьная программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма. Ребенок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм, и в первую очередь ЦНС, функционально не будут готовы к этому процессу.
Имеющиеся клинические наблюдения и нейропсихологические исследования показывают, что при недоразвитии лобных долей неизменно отмечается нарушение личностных компонентов. Морфологической основой нарушения высших психических функций, в частности мышления, может служить недоразвитие лобной системы коры больших полушарий мозга.
Наиболее тяжелые формы задержек психического развития обусловлены остаточными явлениями после перенесенных органических поражений ЦНС, а наиболее легкие – при функционально-динамических нарушениях.
Данные электроэнцефалограммы (ЭЭГ)- исследований детей с задержкой психического развития показывают, что у большинства таких детей имеются отклонения корковой ритмики, свидетельствующие о функциональной или органической недостаточности ЦНС. Степень этих изменений коррелирует с особенностями клинической картины.
Как известно, биологическое развитие организма в онтогенезе подчиняется строгой закономерности на всех его стадиях. На каждом отдельном этапе происходит последовательное формирование тех или иных структур, создающих предпосылки для усвоения качественно нового опыта и формирования новых психических возможностей.
Однако успешность обучения детей зависит не только от таких факторов, как биологический возраст, состояние здоровья и школьная зрелость, но, в первую очередь, от уровня сформированности мышления, которое в младшем дошкольном возрасте становится доминирующей функцией. Так, некоторые авторы высказывают предположения о слабом развитии когнитивных функций у неуспевающих учеников. Другие авторы подчеркивают, что основную роль в младшем школьном возрасте играет мышление, и его развитие определяет изменение всех других психических процессов.
Основы знаний закладываются именно в начальной школе. И то, что будет упущено в этом возрасте. Трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования умственного развития (уровня интеллекта) как наиболее важного свойства ученика, связанного с успешностью учебной деятельности и с психическим развитием ребенка в целом.
В исследовании, которое проводилось с 1 по 3 класс начальной школы, приняло участие 56 человек (27 мальчиков и 29 девочек), начавших обучение с 6 лет. Средний возраст на момент поступления в школу – 6,7 лет.
Использовались методики:
Тест умственного развития младшего школьника
Метод рисуночной фрустрации Розенцверга
Тест тревожности
Теппинг-тест для определения свойств нервной системы
Методики определения объема кратковременной вербальной и образной памяти
Проективная методика Рене Жиля для исследования межличностных и внутрисемейных отношений
Регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) для оценки функционального состояния и уровня зрелости центральной нервной системы (ЦНС);
Информация об успеваемости детей;
Методы математической обработки полученных результатов(расчет математических ожиданий, стандартных отклонений, доверительных интервалов, проверка соответствия распределения величин нормальному закону по критерию Колмогорова-Смирнова, оценка достоверности различий между двумя выборками по критерию Фишера и Т-критерию, а также кластерный, корреляционный и регрессионный анализ.
Результаты и их обсуждение
Данные результатов биоэлектрической активности (БЭА), как и данные литературы свидетельствовали о том, что в отношении морфофункциональных перестроек в ЦНС возраст 6-7 лет является критическим: в этот период идет интенсивное формирование будущего основного ритма ЭЭГ взрослого – альфа - ритма и закрепление ведущей роли коры к подкорковым структурам. Таким образом, результаты ЭЭГ-исследования 6-летних дают основания говорить об определенной степени функциональной незрелости их ЦНС, слабой форсированности контроля со стороны высших отделов коры головного мозга.
В результате исследования свойств нервной системы оказалось, что дети 6-7 лет обладают сравнительно низкой выносливостью и высокой лабильностью нервной системы, причем у девочек эти показатели выше, чем у мальчиков.
Исследуемые дети отличались повышенным уровнем тревожности по сравнению со средним для этого возраста нормами. Девочки были более тревожны, чем мальчики.
В данной возрастной категории преобладала наглядно-образная память (ее объем был в 2,2 раза выше, чем объем словесно-логической памяти), причем у девочек вербальная память развита лучше, чем у мальчиков. Что касается внимания, то у мальчиков этот показатель оказался достоверно выше, чем у девочек.
Исследуемая группа 6-летних детей имела показатель социальной адаптации в два раза ниже, чем нормативный показатель для этого возраста.
Исследование межличностной сферы позволило установить, что данной выборке детей наиболее свойственны такие черты личности, как доминантность (стремление к лидерству) и отгороженность. Исследование родительских отношений показало, что наиболее распространенный тип семейного воспитания отражает наличие межличностной дистанции в общении с ребенком.
Исследование уровня интеллекта было проведено в 3 классе. По результатам тестирования были выделены три группы детей: с низким, со средним и с высоким интеллектом. В целом по всей выборке средний уровень интеллекта был равен 61,6 балла. Группа учеников со сниженным интеллектом составила 18 человек (32,1%). С нормальным уровнем интеллекта 16 человек. С высоким уровнем – 22 человека.
Группа низко интеллектуальных детей отличалась от детей с нормальным и высоким уровнем интеллекта по некоторым психологическим показателям. Оказалось, что те дети, у которых в 3-м классе наблюдался сниженный уровень интеллекта, в 1-м классе отличались большей общительностью, или коммуникабельностью, что можно расценивать как склонность этих детей к игровой деятельности и вытекающей из этого неусидчивости. При этом у них отмечались более низкие школьные оценки, по возрасту они оказались младше своих одноклассников. Известно, что ведущей в 6-летнем возрасте остается игровая деятельность, и программы школьного обучения необходимо строить исходя из этой особенности. То есть не обучаться, используя игровые компоненты, а играть, обучаясь в процессе игры.
Результаты сравнения показателей биоэлектрической активности (БЭА) головного мозга детей со сниженным интеллектом выявили отличие этой группы детей от их нормально развивающихся сверстников в том, что активность долей головного мозга, ответственной за интеллектуальное развитие детей была более низкой.
На начальном этапе обучения ребенок идентифицирует себя со своей оценкой. Это может влиять и на его собственную самооценку, формируя в ребенке чувство неуверенности в своих возможностях, что в свою очередь может отрицательно сказаться на интеллектуальном развитии ребенка. С другой стороны, возможно, что оценка объективна. В этом случае наличие низких оценок в 1-м классе может служить предупреждением, которое необходимо учитывать, и заранее принимать соответствующие меры.
Показатель «друг» (по методике Рене Жиля), как правило, говорит о том, что у ребенка есть постоянный друг. Наличие друга облегчает адаптацию к новым социальным условиям, способствует развитию вербальных способностей ребенка, что положительно влияет на развитие интеллекта.
В результате анализа оказалось, что уровень интеллекта более точно предсказывается по показателям ЭЭГ, чем по психологическим показателям. Возможно, что психологическое развитие идет не параллельно с биологическим. Что биологический фактор на данном этапе развития играет большую роль, чем психологический, то есть биологический фактор на данном этапе онтогенеза является базисным, который определяет развитие всех остальных.
Таким образом, можно заключить, что на уровень интеллектуального развития ребенка в большей степени оказывают влияние показатели морфофункционального созревания ЦНС, а не психологические показатели. При поступлении в школу преобладающее значение будет иметь биологическая зрелость ребенка (и в первую очередь зрелость структур головного мозга), чем психологическая готовность к обучению. Этот вывод наводит на мысль о том, что если даже тестирование ребенка по психологическим параметрам и выявит готовность к обучению, функциональные возможности его организма еще не будут в достаточной мере сформированы.
Уровень интеллекта младших школьников существенно зависит от возраста детей при поступлении в 1-класс: чем старше ребенок (чем ближе к 7годам), тем выше вероятность того, что в будущем у него будет более высокий уровень интеллекта. Переход на более раннее обучение может впоследствии привести к снижению уровня интеллекта и, следовательно, к неуспеваемости в дальнейшем. Этот факт можно объяснить тем, что если в начале обучения ребенок не способен в должной мере усваивать требуемый объем знаний в силу объективных причин (несформированность структур головного мозга), то этих знаний у него не будет. В противовес, будет формироваться страх перед школой, нежелание учиться, что естественно, отразится на учебе, на поведении, и, что хуже всего, на здоровье ребенка. Родители и учителя будут приписывать неуспеваемость личностным особенностям, чертам характера, неусидчивости ребенка и будут требовать от него лучших оценок, заставляя все больше и больше заниматься уроками, не отдавая себе отчета в том, что ребенок, возможно, и хочет учиться, но не может в силу того, что он еще просто не дорос.
Конечно, все очень индивидуально, и бывают исключения, однако на основании исследования, можно утверждать, что большинство обследованных детей не готовы к обучению с 6 лет.
Немає коментарів:
Дописати коментар