Как играть с агрессивными детьми?
«Агрессивный ребенок, используя любую возможность,… стремиться разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвуться, а дети не вступят в драку» . Н.Л.Кряжнева.
Почти в каждом детском коллективе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Этот ребенок становиться источником огорчения педагогов и родителей. Задиристого, драчливого, зачастую грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а понять его, порой, кажется вообще не возможно. Ведь он нападает на детей, обзывает и бьет их, отнимает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, становится «грозой» всего детского коллектива. Детская агрессивность-признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комок негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Поведение агрессивных детей часто носит провокационный характер. Такие дети всегда готовы «вывести из терпения» родителей, педагогов, сверстников, они не успокаиваются до тех пор, пока не вызовут ответное агрессивное поведение, пока не услышат крик взрослого, а сверстники не вступят в драку. Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, так как его агрессия -это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него событие.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя никому ненужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным?» -неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком, он ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников, но как это сделать лучше, правильно -он не знает. Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хотел бы обидеть именно их, что все настроены против. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их. Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача педагогов и родителей заключается в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Как правило для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. В спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М.Алворд и П.Бейкер.
Критерии агрессивности/схема наблюдения за ребенком/
Ребенок:
1.Часто теряет контроль над собой.
2.Часто спорит, ругается со взрослыми.
3.Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5.Часто винит других в своих ошибках.
6.Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7.Часто завистлив, мстителен.
8.Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих/детей и взрослых/, которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
Для коррекции агрессивного поведения целесообразно использовать игры и упражнения, которые научат детей выражать свой гнев приемлемым способом, будут способствовать развитию саморегуляции, в которых нет соревновательного момента так, как соревновательный компонент игры направляет внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождает демонстративность, конкурентность, соперничество в отношениях с другими детьми. Развитие межличностных отношений происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, своих переживаний, а развитие внимания к другому, эмпатии, чувства общности и сопричастности с ним за счет снижения фиксации на собственном «Я» ребенка.
Игра «Обзывалки»
Цель: игра вносит оживление в группу, помогает выплеснуть гнев в приемлемой форме, используется для агрессивных и обидчивых детей.
Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами, это делается в быстром темпе. Заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов мебели ит.д. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты,…морковка» В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты солнышко!». Необходимо предупредить детей в начале игры, что обижаться друг на друга не стоит.
Игра «Два барана»
Цель: игра предоставляет ребенку возможность выплеснут гнев, снять эмоциональное и мышечное напряжение. Педагогу дает возможность направить отрицательную энергию в нужное русло.
Игроки разбиваются на пары. Учитель или воспитатель говорит: «Рано рано два барана повстречались на мосту». Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, дети упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача- противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Б-е-е». Необходимо следить. Что бы бараны «не заигрались» и не расшибли себе лбы.
Игра «Камушек в ботинке»
Цель: игра предоставляет ребенку возможность сообщить о своих трудностях, помогает сосредоточиться на выполнении задания, если ребенок обижен или сердит.
Игроки сидят в кругу. Педагог предлагает им рассказать, что происходит, когда кому-то в ботинок попадает камушек. Возможно, даже случается так, что вы забываете о нем и ложитесь спать, а утром обуваете ботинок, забыв вынуть камень. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становиться больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге может быть уже ранка или мозоль, и маленькая проблема становиться большой проблемой. Когда мы сердимся, чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога останется целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы и не малые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете: «У меня камушек в ботинке», то все мы будем знать, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: «У меня нет камушка в ботинке» или «У меня камушек в ботинке, мне не нравится, что Артем смеется над моими очками». Расскажите, что вас еще беспокоит.
Эту игру можно использовать в качестве ритуала в детском коллективе, что побудить детей рассказать о своих проблемах и заботах. Так же эту игру можно использовать родителям, например, вечером, за чашкой чая рассказать о том, как прошел день, « нет ли камушка в ботинке?»
Игра «Жужа»
Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, а так же дает возможность посмотреть на себя глазами окружающих, «побыть в шкуре» того, кого они обычно обижают, не задумываясь.
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят /дразнилки должны быть не обидными/, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит. Но когда ей все надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь задеть полотенцем по спинам.
Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: дать возможность агрессивному ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, снять ощущение отчужденности.
Дети по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути, а возможно, что кто-либо из детей специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок- здороваемся за руку, 2 хлопка- здороваемся плечиками, 3 хлопка- здороваемся спинками. Во время игры желательно не разговаривать.
Игра «Рубка дров»
Цель: помогает переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы. Дети смогут прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и использовать ее в игре. Кроме того крик в ходе игры может освежить голову и улучшить дыхание.
Кто из вас хоть раз рубил дрова? Кто может показать, как это делается? Как нужно держать топор? В каком положении должны находиться руки, ноги? Встаньте так, что бы вокруг было немного места, представьте, что вам надо нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: «Ха!» Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь. Через две минуты пусть каждый скажет, сколько чурок он перерубил.
Игра «Тух-тиби-дух»
Цель: снятие негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и сердце.
Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Начните ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух» Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито- пресердито произносите это волшебное слово. Что бы волшебное слово действительно подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а определенному человеку.
Обычно дети во время упражнения начинают смеяться и от плохого настроения не остается и следа.
Игра «Король»
Цель: игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее она полезна для стеснительных и агрессивных детей, они получают право высказать все свои желания.
Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого? В этой игре вы можете побыть королем. Не всегда конечно, а минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть других детей, но он может позволить себе многое. Например, чтобы его носили на руках, кланялись, чтобы подавали питье, чтобы слуги были у него на «посылках» и т.д. Каждый ребенок должен получить возможность побыть королем.
Игра «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Педагог тихим и таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперед, на выдох- шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох- 2 шага назад. Вдох- 2 шага вперед. Выдох два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое и доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук- шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Игра «Дракон»
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Игроки становятся в линию, держась, за плечи друг друга. Первый участник - «голова», последний-«хвост». Голова должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него . «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Для агрессивных детей можно использовать следующие игры за партами: «Драка», «Дудочка».
Игра «Драка»
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко- накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
Игра «Дудочка»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начинайте сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»
Игра « Маленькое приведение»
Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.
«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: педагог поднимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены и произносит страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка «пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»
Игра «Глаза в глаза»
Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «Я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «я не хочу ни с кем разговаривать» и т.д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.
«Агрессивный ребенок, используя любую возможность,… стремиться разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвуться, а дети не вступят в драку» . Н.Л.Кряжнева.
Почти в каждом детском коллективе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Этот ребенок становиться источником огорчения педагогов и родителей. Задиристого, драчливого, зачастую грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а понять его, порой, кажется вообще не возможно. Ведь он нападает на детей, обзывает и бьет их, отнимает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, становится «грозой» всего детского коллектива. Детская агрессивность-признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комок негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Поведение агрессивных детей часто носит провокационный характер. Такие дети всегда готовы «вывести из терпения» родителей, педагогов, сверстников, они не успокаиваются до тех пор, пока не вызовут ответное агрессивное поведение, пока не услышат крик взрослого, а сверстники не вступят в драку. Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, так как его агрессия -это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него событие.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя никому ненужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным?» -неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком, он ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников, но как это сделать лучше, правильно -он не знает. Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хотел бы обидеть именно их, что все настроены против. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их. Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача педагогов и родителей заключается в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Как правило для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. В спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М.Алворд и П.Бейкер.
Критерии агрессивности/схема наблюдения за ребенком/
Ребенок:
1.Часто теряет контроль над собой.
2.Часто спорит, ругается со взрослыми.
3.Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5.Часто винит других в своих ошибках.
6.Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7.Часто завистлив, мстителен.
8.Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих/детей и взрослых/, которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
Для коррекции агрессивного поведения целесообразно использовать игры и упражнения, которые научат детей выражать свой гнев приемлемым способом, будут способствовать развитию саморегуляции, в которых нет соревновательного момента так, как соревновательный компонент игры направляет внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождает демонстративность, конкурентность, соперничество в отношениях с другими детьми. Развитие межличностных отношений происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, своих переживаний, а развитие внимания к другому, эмпатии, чувства общности и сопричастности с ним за счет снижения фиксации на собственном «Я» ребенка.
Игра «Обзывалки»
Цель: игра вносит оживление в группу, помогает выплеснуть гнев в приемлемой форме, используется для агрессивных и обидчивых детей.
Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами, это делается в быстром темпе. Заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов мебели ит.д. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты,…морковка» В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты солнышко!». Необходимо предупредить детей в начале игры, что обижаться друг на друга не стоит.
Игра «Два барана»
Цель: игра предоставляет ребенку возможность выплеснут гнев, снять эмоциональное и мышечное напряжение. Педагогу дает возможность направить отрицательную энергию в нужное русло.
Игроки разбиваются на пары. Учитель или воспитатель говорит: «Рано рано два барана повстречались на мосту». Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, дети упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача- противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Б-е-е». Необходимо следить. Что бы бараны «не заигрались» и не расшибли себе лбы.
Игра «Камушек в ботинке»
Цель: игра предоставляет ребенку возможность сообщить о своих трудностях, помогает сосредоточиться на выполнении задания, если ребенок обижен или сердит.
Игроки сидят в кругу. Педагог предлагает им рассказать, что происходит, когда кому-то в ботинок попадает камушек. Возможно, даже случается так, что вы забываете о нем и ложитесь спать, а утром обуваете ботинок, забыв вынуть камень. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становиться больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге может быть уже ранка или мозоль, и маленькая проблема становиться большой проблемой. Когда мы сердимся, чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога останется целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы и не малые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете: «У меня камушек в ботинке», то все мы будем знать, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: «У меня нет камушка в ботинке» или «У меня камушек в ботинке, мне не нравится, что Артем смеется над моими очками». Расскажите, что вас еще беспокоит.
Эту игру можно использовать в качестве ритуала в детском коллективе, что побудить детей рассказать о своих проблемах и заботах. Так же эту игру можно использовать родителям, например, вечером, за чашкой чая рассказать о том, как прошел день, « нет ли камушка в ботинке?»
Игра «Жужа»
Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, а так же дает возможность посмотреть на себя глазами окружающих, «побыть в шкуре» того, кого они обычно обижают, не задумываясь.
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят /дразнилки должны быть не обидными/, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит. Но когда ей все надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь задеть полотенцем по спинам.
Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: дать возможность агрессивному ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, снять ощущение отчужденности.
Дети по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути, а возможно, что кто-либо из детей специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок- здороваемся за руку, 2 хлопка- здороваемся плечиками, 3 хлопка- здороваемся спинками. Во время игры желательно не разговаривать.
Игра «Рубка дров»
Цель: помогает переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы. Дети смогут прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и использовать ее в игре. Кроме того крик в ходе игры может освежить голову и улучшить дыхание.
Кто из вас хоть раз рубил дрова? Кто может показать, как это делается? Как нужно держать топор? В каком положении должны находиться руки, ноги? Встаньте так, что бы вокруг было немного места, представьте, что вам надо нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: «Ха!» Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь. Через две минуты пусть каждый скажет, сколько чурок он перерубил.
Игра «Тух-тиби-дух»
Цель: снятие негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и сердце.
Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Начните ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух» Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито- пресердито произносите это волшебное слово. Что бы волшебное слово действительно подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а определенному человеку.
Обычно дети во время упражнения начинают смеяться и от плохого настроения не остается и следа.
Игра «Король»
Цель: игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее она полезна для стеснительных и агрессивных детей, они получают право высказать все свои желания.
Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого? В этой игре вы можете побыть королем. Не всегда конечно, а минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть других детей, но он может позволить себе многое. Например, чтобы его носили на руках, кланялись, чтобы подавали питье, чтобы слуги были у него на «посылках» и т.д. Каждый ребенок должен получить возможность побыть королем.
Игра «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Педагог тихим и таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперед, на выдох- шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох- 2 шага назад. Вдох- 2 шага вперед. Выдох два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое и доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук- шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Игра «Дракон»
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Игроки становятся в линию, держась, за плечи друг друга. Первый участник - «голова», последний-«хвост». Голова должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него . «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Для агрессивных детей можно использовать следующие игры за партами: «Драка», «Дудочка».
Игра «Драка»
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко- накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
Игра «Дудочка»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начинайте сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»
Игра « Маленькое приведение»
Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.
«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: педагог поднимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены и произносит страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка «пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»
Игра «Глаза в глаза»
Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «Я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «я не хочу ни с кем разговаривать» и т.д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.
Немає коментарів:
Дописати коментар