Типология одаренности
Понимание типологии одаренности – это первый и необходимый шаг на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей. В обширной психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам одаренности, рассмотрим некоторые из них.
Существует деление одаренности на четыре группы:
• Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
• Дети с высоким уровнем творческих способностей;
• Дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.) эту категорию чаще называют талантливыми;
• Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Творческая и интеллектуальная одаренность.
Экспериментально было выявлено, что высокий уровень развития конвергентного мышления, определяемого по тестам интеллекта, может сочетаться с низким уровнем дивергентного мышления. В этом случае человек может быть успешен в учении, но беспомощен в самостоятельной деятельности, в творчестве. В отличие от этого высокий уровень креативности, как правило, невозможен без высокого уровня развития интеллектуальных способностей (способностей к конвергентному, логическому мышлению).
Есть у этого явления и возрастной аспект. В психологии есть понятие «наивная креативность». Еще Л. С. Выготский отмечал, что проявления фантазии у ребенка более ярки и неожиданны, чем у взрослого, за счет того, что ребенок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. На ранних возрастных этапах (дошкольный, младший школьный возраст) высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. И без интенсивной работы по развитию последнего способность к творчеству (креативность) в дальнейшем быстро снижается.
1. Педагог легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно таких детей называют“светлыми головами”. Они, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто умеют самостоятельно их получать – сами читают литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют различный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.
Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности:
• когда проявляются, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации;
• высокие способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знаний.
Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени – сначала высокие способности проявляются как бы “по всему спектру”, а со временем обнаруживается специализация способностей, и соответственно,интересов. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов. Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или как их еще принято называть,“вундеркиндов”.
2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть “академическим”.При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению.Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще усваивать материал, то есть учиться.Особенности их познавательной сферы (мышления,памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным.
3. Художественный тип
– этот вид одаренности,как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце,живописи, скульптуре, сценической деятельности.
Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются самим педагогом, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко одаренного ребенка педагоги считают слабым,бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или творческой одаренности.
4. Креативный тип.
Главная особенность этого типа выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляде на мир.Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается на практике, т.к. стандартные программы не дают возможности этим детям выразить себя. Тот факт, что практически у всех творческих детей отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен – именно так называемая не комфортность, то есть их нежелание,а подчас просто неумение идти “в ногу” со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира. У творческой одаренности много различных вариантов: есть дети, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают такие, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.
5. Еще один тип одаренности, который сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, - это так называемая лидерская, или социальная одаренность. Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения,руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей предлагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим,необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях решающим. Есть лидеры действия – они умеют принимать решения,которые важны для многих людей, определяют цели и направления движения, ведут за собой.
6. Психомоторная или спортивная одаренность.
Бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности.
Понимание типологии одаренности – это первый и необходимый шаг на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей. В обширной психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам одаренности, рассмотрим некоторые из них.
Существует деление одаренности на четыре группы:
• Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
• Дети с высоким уровнем творческих способностей;
• Дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.) эту категорию чаще называют талантливыми;
• Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Творческая и интеллектуальная одаренность.
Экспериментально было выявлено, что высокий уровень развития конвергентного мышления, определяемого по тестам интеллекта, может сочетаться с низким уровнем дивергентного мышления. В этом случае человек может быть успешен в учении, но беспомощен в самостоятельной деятельности, в творчестве. В отличие от этого высокий уровень креативности, как правило, невозможен без высокого уровня развития интеллектуальных способностей (способностей к конвергентному, логическому мышлению).
Есть у этого явления и возрастной аспект. В психологии есть понятие «наивная креативность». Еще Л. С. Выготский отмечал, что проявления фантазии у ребенка более ярки и неожиданны, чем у взрослого, за счет того, что ребенок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. На ранних возрастных этапах (дошкольный, младший школьный возраст) высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. И без интенсивной работы по развитию последнего способность к творчеству (креативность) в дальнейшем быстро снижается.
1. Педагог легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно таких детей называют“светлыми головами”. Они, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто умеют самостоятельно их получать – сами читают литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют различный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.
Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности:
• когда проявляются, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации;
• высокие способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знаний.
Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени – сначала высокие способности проявляются как бы “по всему спектру”, а со временем обнаруживается специализация способностей, и соответственно,интересов. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов. Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или как их еще принято называть,“вундеркиндов”.
2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть “академическим”.При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению.Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще усваивать материал, то есть учиться.Особенности их познавательной сферы (мышления,памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным.
3. Художественный тип
– этот вид одаренности,как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце,живописи, скульптуре, сценической деятельности.
Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются самим педагогом, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко одаренного ребенка педагоги считают слабым,бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или творческой одаренности.
4. Креативный тип.
Главная особенность этого типа выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляде на мир.Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается на практике, т.к. стандартные программы не дают возможности этим детям выразить себя. Тот факт, что практически у всех творческих детей отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен – именно так называемая не комфортность, то есть их нежелание,а подчас просто неумение идти “в ногу” со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира. У творческой одаренности много различных вариантов: есть дети, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают такие, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.
5. Еще один тип одаренности, который сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, - это так называемая лидерская, или социальная одаренность. Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения,руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей предлагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим,необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях решающим. Есть лидеры действия – они умеют принимать решения,которые важны для многих людей, определяют цели и направления движения, ведут за собой.
6. Психомоторная или спортивная одаренность.
Бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности.
Немає коментарів:
Дописати коментар