СОЗДАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, ОСНОВАННОЙ НА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.
Как воспитывать ребят в наше трудное, тревожащее неопределенностью время, когда уже нельзя опереться на прежние идеологические устои, когда общество политизировано и отдельные группы людей, партии, клубы, объединения провозглашают подчас прямо противоположные идейные платформы и лозунги, а плюрализм мнений приобретает иногда весьма неприглядный вид? Ведь школьная жизнь неизбежно отражает те экономические проблемы, политические страсти и пристрастия, социальные процессы, которые характерны для нашего сегодняшнего мира взрослых, а они не радуют: экономические трудности, политическая нестабильность, национальные конфликты… Эти и другие кризисные явления создают общественную атмосферу, не очень-то благополучную для нравственного становления молодежи. И последствия этого уже сказываются: ослабевает тяга к знаниям и культуре, снижается роль идеалов, пропадает оптимизм, нарастает бездуховность, меркантильность, эгоизм, жестокость, увеличивается преступность.
Можно ли, особенно учителю, быть равнодушным к складывающей ситуации? Отрицательный ответ однозначен.
Наиболее сложная часть процесса обновления нашей жизни – это выработка истинно гуманистического мышления, позволяющего каждого на своем рабочем месте решать все возникающие проблемы исходя из интересов конкретных людей, с заботой прежде всего о человеке. Главным «производителем» гуманистического мышления должно стать образовательное учреждение; но для этого многие направления ее деятельности нужно переориентировать.
Термин «гуманизм» происходит от латинского слова человеческий, человечный и означающий признание ценности человека как личности, в том числе его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Чтобы должным образом воспитывать учащихся, в самом учительском коллективе и во взаимоотношениях педагогов с учащимися всегда должна торжествовать человечность: ни личные амбиции, ни авторитет учителя, ни цели достижения хороших знаний любой ценой не должны подчинять себе интересы конкретного ученика, подавлять его как личность.
И хотя, преодолеть сложившиеся устои довольно трудно, я стараюсь в процессе своей работы реализовывать принципы гуманизма.
При работе со своей группой:
1. налаживаем доброжелательные отношения в коллективе
2. через родителей, своей деятельностью способствуем снятию напряженности
3. мобилизовав свою волю и душевные силы, проявляю терпение и терпимость, старюсь не допускать «взрывов» негативных эмоций
4. при оценки различных ситуаций, стараюсь обязательно найти положительную сторону любого факта, прибегаем для разрядки напряжения к самоиронии, шутке, юмору.
5. проявляем интерес к внутреннему миру учащихся
6. стареемся не уклоняться от разговоров на волнующие их темы, разъясняем личную точку зрения, собственное понимание рассматриваемого вопроса, побуждая учащихся думать, анализировать и сравнивать все, что известно по данному вопросу
7. немаловажным является и интернациональное воспитание ( воспитание уважения к культуре и традициям любого народа)
8. побуждать к заботе о других людях – своих друзьях, одноклассниках, родителях ( любые поучительные ситуации возникающие в лицее должны подвергаться обсуждению, оценке, анализу)
9. развивать любознательность, прививать вкус к полезному времяпровождению
10. старюсь организовывать доверительное общение с учащимися
( именно в таком общении ребята нуждаются сейчас, как никогда ранее)
11. очень важна повседневная, порой мимолетная, но точная реакция учителя на слова и поступки ребят, стимулирующая их самооценку
12. исключительную актуальность получил сегодня и такой аспект нравственного воспитания, как формирование созидательных устремлений личности ( формирование навыков умственного и физического труда, направлять любой интерес на созидательную деятельность).
Гуманизация предполагает «очеловечевание» преподавания. А где, как не в профессиональном лицее этот принцип является основным. Всем известно, что в профессиональном лицее многие годы поступали и поступают слабоуспевающие учащиеся. Преподаватели училищ с первых же шагов поняли, что только продвижением медленными темпами в обучении можно добиться хороших результатов. Такие принципы дидактики, как доступность, последовательность, системность, наглядность др. легли в основу формирования новых подходов в работе с учащимися ( материал приходиться дозировать, т.е. рассказывать небольшими порциями, а затем закреплять).
Возникают проблемы, как оценивать элементарные действия учащихся. Ведь надо было учесть, что в ПЛ для многих учащихся такое учение являлось максимально хорошим достижением в их учебной жизни и решиться оценивать их не только «3», но и «4» и «5». Так родилось много лет назад гуманное отношение к ученикам при обучении. Реализация общего принципа гуманизации образования предполагает «очеловечевание» не только атмосферы училищной жизни, но и процессов обучения основам наук, в том числе физике.
Каковы же основные направления гуманизации при обучении физики:
1. изживание командного стиля управления учебным процессом, выполняемые задания должны соответствовать интересам и запросам учащихся и были бы ими восприняты как действительно нужные и полезные лично для каждого из них. (Поэтому при объяснении различных понятий, явлений я стараюсь их связывать с жизнью, объяснить учащимся для чего им необходимо изучать физику).
2. учебный процесс должен быть организован так, чтобы главной фигурой на уроке являлся не учитель, передающий свои знания, а ученик поставленный им в условия заинтересованного приобретения знаний ( Для этого урок я строю в диалоговой форме – в виде беседы учителя и учащихся как равноправных участников рассуждений). На уроке пытаюсь создать комфортную обстановку непринужденного общения. С этой целью в ткань урока вплетаются разного рода «лирические отступления» (замечания, стихи, мудрые изречения и т.д.)
Эта «жизнь на уроке», свободное общение, уважительное отношение к мнению другого человека, направленность учебного процесса на развитие и воспитание личности - непременные элементы гуманизации преподавания.
3. Так как гуманизация процесса обучения призвана устранить потерю интереса учащихся к учебе, проводятся нестандартные уроки ( деловые игры, конференции, уроки-соревнования, уроки проводимые самими учащимися, уроки изобретательства и т.д.)
4. Гуманный подход к обучению требует в первую очередь облегчить учащимся процесс приобретения знаний, особенно тем из них, у кого нет природных способностей к физике ( для этого организую самостоятельную работу учащихся с учебником физики, обучаю алгоритмам решения задач, провожу с/р и к/р по карточкам с учетом уровня знаний каждого учащегося). Предусматриваю меры, щадящие самолюбие учеников; использую приемы позволяющие ребятам не показывать публично свою «непонятливость» (прием «тайного сигнала»; предусматриваю пути выхода отстающего в учебе ученика на общий уровень знаний: предоставляется возможность устранения пробелов в знаниях, даю шанс получения хорошей отметки, поощряю едва заметное продвижение, вовлекаю в посильное участие для работы в классе).
5. С точки зрения реализации гуманистического потенциала учебно-воспитательного процесса очень важно своевременное выявление природных задатков учащихся, развитее их способностей ( для этого проводятся факультативы, олимпиады).
6. Для формирования гуманистического мышления учащихся, при объяснении материала уделяем внимание освещению личности ученого, труды которого отражены в школьном курсе, показываем возможности науки, ее трудности, рассказываю экологические проблемы.
Итак, гуманный подход – это реальная оценка возможностей данных учеников, выработка таких методов, которые помогли бы учащимся понять физику. Гуманизация должна стать основой во взаимоотношениях между преподавателями и учащимися. Она предполагает преодоления «унижения» учащихся их незнанием, поиск путей интенсификации познания. А таких путей в физике множество: это и интересные опыты, демонстрации, использование жизненного опыта учащихся и новые методы преподавания: технология поэлементного решения задач, теория полного усвоения.
Образовательное учреждение, которое хорошо всех воспитывает и гарантирует каждому ребенку развитие его индивидуальных способностей, пока идеал, мечта. Но приблизить ее торжество, помочь как можно большему числу наших воспитанников обрести возможность хотя бы частично реализовывать свой творческий потенциал, приобщиться к духовной культуре, сделать свою жизнь интересной, полной, а значит счастливой – вот благородная и очень важная цель, для достижения которой стоит не пожалеть труда и сил.
Как воспитывать ребят в наше трудное, тревожащее неопределенностью время, когда уже нельзя опереться на прежние идеологические устои, когда общество политизировано и отдельные группы людей, партии, клубы, объединения провозглашают подчас прямо противоположные идейные платформы и лозунги, а плюрализм мнений приобретает иногда весьма неприглядный вид? Ведь школьная жизнь неизбежно отражает те экономические проблемы, политические страсти и пристрастия, социальные процессы, которые характерны для нашего сегодняшнего мира взрослых, а они не радуют: экономические трудности, политическая нестабильность, национальные конфликты… Эти и другие кризисные явления создают общественную атмосферу, не очень-то благополучную для нравственного становления молодежи. И последствия этого уже сказываются: ослабевает тяга к знаниям и культуре, снижается роль идеалов, пропадает оптимизм, нарастает бездуховность, меркантильность, эгоизм, жестокость, увеличивается преступность.
Можно ли, особенно учителю, быть равнодушным к складывающей ситуации? Отрицательный ответ однозначен.
Наиболее сложная часть процесса обновления нашей жизни – это выработка истинно гуманистического мышления, позволяющего каждого на своем рабочем месте решать все возникающие проблемы исходя из интересов конкретных людей, с заботой прежде всего о человеке. Главным «производителем» гуманистического мышления должно стать образовательное учреждение; но для этого многие направления ее деятельности нужно переориентировать.
Термин «гуманизм» происходит от латинского слова человеческий, человечный и означающий признание ценности человека как личности, в том числе его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Чтобы должным образом воспитывать учащихся, в самом учительском коллективе и во взаимоотношениях педагогов с учащимися всегда должна торжествовать человечность: ни личные амбиции, ни авторитет учителя, ни цели достижения хороших знаний любой ценой не должны подчинять себе интересы конкретного ученика, подавлять его как личность.
И хотя, преодолеть сложившиеся устои довольно трудно, я стараюсь в процессе своей работы реализовывать принципы гуманизма.
При работе со своей группой:
1. налаживаем доброжелательные отношения в коллективе
2. через родителей, своей деятельностью способствуем снятию напряженности
3. мобилизовав свою волю и душевные силы, проявляю терпение и терпимость, старюсь не допускать «взрывов» негативных эмоций
4. при оценки различных ситуаций, стараюсь обязательно найти положительную сторону любого факта, прибегаем для разрядки напряжения к самоиронии, шутке, юмору.
5. проявляем интерес к внутреннему миру учащихся
6. стареемся не уклоняться от разговоров на волнующие их темы, разъясняем личную точку зрения, собственное понимание рассматриваемого вопроса, побуждая учащихся думать, анализировать и сравнивать все, что известно по данному вопросу
7. немаловажным является и интернациональное воспитание ( воспитание уважения к культуре и традициям любого народа)
8. побуждать к заботе о других людях – своих друзьях, одноклассниках, родителях ( любые поучительные ситуации возникающие в лицее должны подвергаться обсуждению, оценке, анализу)
9. развивать любознательность, прививать вкус к полезному времяпровождению
10. старюсь организовывать доверительное общение с учащимися
( именно в таком общении ребята нуждаются сейчас, как никогда ранее)
11. очень важна повседневная, порой мимолетная, но точная реакция учителя на слова и поступки ребят, стимулирующая их самооценку
12. исключительную актуальность получил сегодня и такой аспект нравственного воспитания, как формирование созидательных устремлений личности ( формирование навыков умственного и физического труда, направлять любой интерес на созидательную деятельность).
Гуманизация предполагает «очеловечевание» преподавания. А где, как не в профессиональном лицее этот принцип является основным. Всем известно, что в профессиональном лицее многие годы поступали и поступают слабоуспевающие учащиеся. Преподаватели училищ с первых же шагов поняли, что только продвижением медленными темпами в обучении можно добиться хороших результатов. Такие принципы дидактики, как доступность, последовательность, системность, наглядность др. легли в основу формирования новых подходов в работе с учащимися ( материал приходиться дозировать, т.е. рассказывать небольшими порциями, а затем закреплять).
Возникают проблемы, как оценивать элементарные действия учащихся. Ведь надо было учесть, что в ПЛ для многих учащихся такое учение являлось максимально хорошим достижением в их учебной жизни и решиться оценивать их не только «3», но и «4» и «5». Так родилось много лет назад гуманное отношение к ученикам при обучении. Реализация общего принципа гуманизации образования предполагает «очеловечевание» не только атмосферы училищной жизни, но и процессов обучения основам наук, в том числе физике.
Каковы же основные направления гуманизации при обучении физики:
1. изживание командного стиля управления учебным процессом, выполняемые задания должны соответствовать интересам и запросам учащихся и были бы ими восприняты как действительно нужные и полезные лично для каждого из них. (Поэтому при объяснении различных понятий, явлений я стараюсь их связывать с жизнью, объяснить учащимся для чего им необходимо изучать физику).
2. учебный процесс должен быть организован так, чтобы главной фигурой на уроке являлся не учитель, передающий свои знания, а ученик поставленный им в условия заинтересованного приобретения знаний ( Для этого урок я строю в диалоговой форме – в виде беседы учителя и учащихся как равноправных участников рассуждений). На уроке пытаюсь создать комфортную обстановку непринужденного общения. С этой целью в ткань урока вплетаются разного рода «лирические отступления» (замечания, стихи, мудрые изречения и т.д.)
Эта «жизнь на уроке», свободное общение, уважительное отношение к мнению другого человека, направленность учебного процесса на развитие и воспитание личности - непременные элементы гуманизации преподавания.
3. Так как гуманизация процесса обучения призвана устранить потерю интереса учащихся к учебе, проводятся нестандартные уроки ( деловые игры, конференции, уроки-соревнования, уроки проводимые самими учащимися, уроки изобретательства и т.д.)
4. Гуманный подход к обучению требует в первую очередь облегчить учащимся процесс приобретения знаний, особенно тем из них, у кого нет природных способностей к физике ( для этого организую самостоятельную работу учащихся с учебником физики, обучаю алгоритмам решения задач, провожу с/р и к/р по карточкам с учетом уровня знаний каждого учащегося). Предусматриваю меры, щадящие самолюбие учеников; использую приемы позволяющие ребятам не показывать публично свою «непонятливость» (прием «тайного сигнала»; предусматриваю пути выхода отстающего в учебе ученика на общий уровень знаний: предоставляется возможность устранения пробелов в знаниях, даю шанс получения хорошей отметки, поощряю едва заметное продвижение, вовлекаю в посильное участие для работы в классе).
5. С точки зрения реализации гуманистического потенциала учебно-воспитательного процесса очень важно своевременное выявление природных задатков учащихся, развитее их способностей ( для этого проводятся факультативы, олимпиады).
6. Для формирования гуманистического мышления учащихся, при объяснении материала уделяем внимание освещению личности ученого, труды которого отражены в школьном курсе, показываем возможности науки, ее трудности, рассказываю экологические проблемы.
Итак, гуманный подход – это реальная оценка возможностей данных учеников, выработка таких методов, которые помогли бы учащимся понять физику. Гуманизация должна стать основой во взаимоотношениях между преподавателями и учащимися. Она предполагает преодоления «унижения» учащихся их незнанием, поиск путей интенсификации познания. А таких путей в физике множество: это и интересные опыты, демонстрации, использование жизненного опыта учащихся и новые методы преподавания: технология поэлементного решения задач, теория полного усвоения.
Образовательное учреждение, которое хорошо всех воспитывает и гарантирует каждому ребенку развитие его индивидуальных способностей, пока идеал, мечта. Но приблизить ее торжество, помочь как можно большему числу наших воспитанников обрести возможность хотя бы частично реализовывать свой творческий потенциал, приобщиться к духовной культуре, сделать свою жизнь интересной, полной, а значит счастливой – вот благородная и очень важная цель, для достижения которой стоит не пожалеть труда и сил.
Немає коментарів:
Дописати коментар