Ведущий. Он не вошел, а буквально ворвался в искусство в начале 60-х годов. А это было особенное время. Среди интеллигенции шли споры: кто важнее
- физики или лирики? Впрочем, пели и читали стихи все: и физики, и лирики. И тогда же все увлекались искусством бардов, сами поэты пели песни на свои стихи. Первыми были Булат Окуджава, Михаил Анчаров, за ними пришло поколение Юрия Визбора и Юлия Кима.
Следующим стал Высоцкий. Его имя и судьба стали легендарными еще при жизни.
Биограф. Слово «легендарный», однако, помимо значения «овеянный славой, вызывающий восхищение» имеет еще один смысловой оттенок: «вымышленный, неправдоподобный». Как только песни Высоцкого при-обрели широкую известность, некоторые слушатели стали наивно отождествлять автора с его многочисленными персонажами. И ему часто приходилось объяс¬нять, что он не воевал, не плавал и т.д. Во избежание новых заблуждений начнем наш разговор о Высоцком с точных биографических сведений, кратких, но необходимых для вхождения в художественный мир поэта. Да и полная биография Высоцкого еще не написана...
Итак, о том, что бесспорно.
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года, в Москве. Отец Семен Владимирович
- участник Великой Отечественной войны, служил в разных гарнизонах, ушел в отставку в звании гвардии полковника. Мать Нина Максимовна - переводчица с немецкого языка.
В начале войны Владимир с матерью эвакуировал¬ся в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву. В 1945 году Владимир поступает в школу.
А вот с 1947 года по 1949 год он живет в семье отца в Германии и учится в городе Эберсвальд. В 1955 году Высоцкий заканчивает школу и поступает в Московский инженерно-строительный институт, из
которого уходит, не проучившись и года.
В 1956 году поступает в школу-студию МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко на актерское отделение. В 1960 году, окончив студию, он работает в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина, несколько месяцев - в Московском театре миниатюр.
Потом, когда в 1964 году открылся Театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю.П. Любимова, молодой актер пришел туда и проработал в этом теа¬тре до конца жизни.
Театраловед. Высоцкий не затерялся среди молодых талантливых артистов Таганки, с которыми Юрий Любимов начинал свой необычный для тех времен публицистический театр. Уже после первого спектакля «Павшие и живые» по пьесе В. Розова Высоцкий вошел в число ведущих артистов театра. Прошло совсем немного времени, и зрители пошли в театр «на Высоцкого». Они ночами стояли за билетами, чтобы посмотреть актера в роли Галилея, Хлопуши, Гамлета. Своей игрой Высоцкий ниспровергал все каноны, его герои жили на сцене, боролись и страдали. Им были сыграны также роли безработного летчика Янг Суна, Лопахина в «Вишневом саде» А. Чехова, Свидригайлова в «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского.
Но самой значительной ролью В. Высоцкого в теа¬
тре осталась его работа в шекспировском «Гамлете». Этот спектакль, в котором Высоцкий был единствен¬ным исполнителем главной роли, видели зрители Москвы и Ленинграда, Минска и Тбилиси, городов Болгарии, Югославии, Венгрии, Франции, Польши. Эта роль сыграна им 217 раз.
В 1976 году спектакль «Гамлет» получил первую премию на 10-м юбилейном Белградском интернациональном фестивале.
В 1977 году во Франции ему была присуждена высшая премия французской критики как лучшему иностранному спектаклю года.
А в 1980 - первая премия на втором Международном фестивале «Варшавские встречи».
Я Гамлет, я насилье презирал,
Я наплевал на датскую корону, -
Но в их глазах - за трон я глотку рвал
И убивал соперника по трону.
Но гениальный всплеск похож на бред,
В рожденьи смерть проглядывает косо.
А мы все ставим каверзный ответ И не находим нужного вопроса.
Кинокритик. Нам приходится верить на слово теат¬ральным критикам и завсегдатаям театров, ведь нам не довелось увидеть Высоцкого на сцене, а записей спекта¬клей с участием Высоцкого практически не сохранилось.
А вот о фильмах мы можем говорить «на равных».
Впервые Высоцкий снялся в фильме «Сверстницы», где сыграл роль студента Пети. Но это была небольшая роль, которая не оставила яркого следа ни в творческой биографии актера, ни в восприятии зрителей. Зато другая его роль - радиста Володи в фильме «Вертикаль», который вышел на экраны в 1967 году, - запомнился надолго. Многие отождествляли этого мужественного и надежного парня с личностью самого Высоцкого. Здесь он пел свои песни, которые специально написал к этому фильму. И до сих пор фильм «Вертикаль» помнят только потому, что в нем снимался Высоцкий.
В конце 60-х годов Высоцкий сыграл несколько ролей в историко-революционных фильмах - «Опасные гастроли», «Интервенция». «Интервенцию» зрители увидели много позже. Сразу после съемок она угодила на пресловутую «полку», куда склады¬вались опасные, по соображениям цензуры, произведения, пролежав там 19 лет, и вышла она на экраны после смерти поэта.
В фильме «Служили два товарища», где Высоцкий сыграл белогвардейского офицера Брусенцова, слишком уж явно прозвучал мотив бессмысленности гражданской войны, и снова к зрителям фильм попал не сразу, а главная роль Брусенцова была урезана до второстепенной.
Многие фильмы привлекали зрителей только потому, что в них играл Высоцкий. От него ждали какого-то откровения, и он никогда не обманывал надежд, даже если играл роли отрицательных персонажей, как в фильме «Хозяин тайги».
Так получилось, что в кино у него сложилось определенное амплуа - жестокого, бескомпромиссно¬го героя, которого режиссеры во многом эксплуатировали. Это и фон Карен в фильме 1973 года, «Плохой хороший человек», Ибрагим в «Сказе про то, как царь Петр арапа женил».
Нередки были случаи, когда после удачных кино¬проб официальные инстанции не утверждали Высоцкого на роли (в частности, на роль Емельяна Пугачева), считая, что использование этого актера «нецелесообразно» по политическим мотивам.
Но самой, пожалуй, удачной ролью Высоцкого в кино стала его последняя роль - капитана Жеглова в четырехсерийном приключенческом фильме «Место встречи изменить нельзя», который зрители увидели в 1975 году.
Еще ни слова не сказано о песнях Владимира Высоцкого. Пусть он скажет об этом сам.
Высоцкий. «Теперь - самое главное. Если на две чаши весов бросить мою работу: на одну - театр, а на другую - только работу над песнями, то, я вас уверяю, песня перевесит! Несмотря на кажущуюся простоту этих вещей - можете поверить мне на слово, я занимаюсь этим давно, - песни требуют колоссальной отделки и шлифовки, чтобы добиться в них вот такого, будто бы разговорного тона. Я вам должен сказать, что песня для меня - никакое не хобби, нет!»
Музыковед. В первой половине шестидесятых годов Высоцкий начал исполнять свои песни в дружеских компаниях, с 1965 - на публичных вечерах и концертах. Благодаря магнитофонным записям круг слушателей Высоцкого стремительно расширялся, за короткое время Высоцкий приобрел всенародную популярность и одновременно вызвал недовольство советских официальных кругов. В 1968 году в прессе появляются грубые оскорбительные статьи о песенном творчестве Высоцкого. Репутация Высоцкого приобретала стойкий оттенок крамольности. Встречи со зрителя¬ми проводились нелегально.
Я не люблю Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще - Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу.
Или - когда все время против шерсти,
Или - когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой, - Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово «честь» забыто И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья - Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье, - Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более - когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены:
На них мильон меняют по рублю, - Пусть впереди большие перемены - Я это никогда не полюблю.
Выступая перед зрителями, Высоцкий с законной гордостью говорил о трудности выбора репертуара, стремился строить программу концерта так, чтобы она давала представление о художественном мире в целом, демонстрировала разные грани этого мира.
Высоцкий. «У меня есть много песен. Но я все равно это перепеть не могу за один раз - чтобы все перепеть, нам с вами нужно где-нибудь запереться недели на две и сидеть там до упора. Сегодня я постарался, чтобы каждому независимо от его воз¬раста, профессии, вероисповедания, зарплаты, настроения и так далее, досталось по куску».
(Исполняется песня «<3десь вам не равнины»).
Литературный критик. Литературные критики разделили песенную поэзию Высоцкого на несколько пластов так, чтобы всем досталось «по куску». И действительно, даже у тех, кто не принимает Высоцкого в целом, продолжает отказывать ему в звании поэта, как правило, найдется «своя», люби¬мая песня, которую они хорошо помнят наизусть. И это прекрасно: о такой участи, честно говоря, мечта¬ет каждый пишущий. Именно это называется творческим бессмертием.
Ранние песни поэта именуются «блатными» (сам поэт предлагал называть их «<дворовыми»)
Высоцкий. «Первые мои песни - это дань времени. Это были так называемые «дворовые», городские песни. Еще их почему-то называли блатными. Это такая дань городскому романсу, который к тому времени был забыт. Эти песни были бесхитростные, была, вероятно,
в то время потребность в простом общении с людьми, в нормальном, не упрощенном разговоре со слушателем. На них обязательно были следы торопливости, это мои мысли, которые я привозил из своих поездок, а рифмовал их для простоты, чтобы не забыть. В каждой из первых песен была одна, как говорится, но пламенная страсть: в них было извечное стремление человека к свободе, к любимой женщине, к друзьям, к близким людям, была надежда на то, что его будут ждать...
Я не считаю, что мои первые песни были блатными, хотя там я много писал о тюрьмах и заключенных. Мы, дети военных лет, выросли все во дворах в основном. И, конечно, эта тема мимо нас пройти не могла: просто для меня в тот период это был, вероятно, наиболее понятный вид страдания - человек, лишенный свободы, своих близких и друзей...»
(Исполняется песня «На большом каретном»).
Ведущий. Огромный пласт песен посвящен военной тематике. Внимание Высоцкого привлекла непарадная, прозаическая сторона военного времени. Творческие поиски Высоцкого перекликаются не только с поэзией фронтовиков, но и с лучшими образцами честной военной прозы (В. Некрасова, В. Быкова, В. Богомолова).
(Исполняется песня «Он не вернулся из боя»).
Сам Высоцкий говорил, что темы в его стихах и песнях подсказаны не только воображением, но и рассказами фронтовиков. Отсюда психологическая точность, мужественный пафос таких произведений, как «Братские могилы», «Две песни о воздушном бое», «Сыновья уходят в бой», и др.
Исполняя свои песни на спортивные темы, Высоцкий шутя говорил на концертах, что собирает¬ся довести общее число этих песен до сорока девяти
- как в «Спортлото».
(Исполняется песня «Утренняя гимнастика»).
Огромная тематическая группа песен, которую условно можно назвать сатирической. Условно, пото¬му, что социальная, политическая и философская сатира у Высоцкого присутствует в песнях на самые разные темы.
(Исполняется песня «Про Кука»),
Один из критиков назвал совокупность всех создан¬ных Высоцким песен энциклопедией российской жизни.
Литературный критик. А мы затронем еще один пласт, посвященный любви. Без этого не возможен Высоцкий.
В своей любовной этике Высоцкий удивительно старомоден. Женщина для него предмет поклонения и заботы. Ей великодушно прощаются любые слабости.
Я несла свою беду по весеннему по льду, - Обломился лед - душа оборвалася - Камнем под воду пошла., - А беда - хоть тяжела.,
А за острые края задержалася.
И беда с того вот дня ищет по свету меня., - Слухи ходят - вместе с ней. - с кривотолками.
А что я не умерла - знала голая ветла И еще - перепела с перепелками.
Кто ж из них сказал ему, господину моему, - Только - выдали меня., проболталися, - И, от страсти сам не свой, он отправился за мной, Ну а с ним - беда с молвой увязалися.
Он настиг меня., догнал - обнял, на руки поднял, - Рядом с ним в седле беда ухмытялася.
Но остаться он не мог - был всего один денек, - А беда - на вечный, срок задержалася.
В то же время облик лирического героя отмечен мужественностью, широтой натуры, умением откры¬то выразить свои чувства в неприторной, скрашен¬ной добрым юмором, в романтической манере.
Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно - Живешь в заколдованном тихом лесу,
Откуда уйти невозможно.
Пусть черемухи сохнут бельем на ветру, Пусть дождем опадают сирени, - Все равно я тебя заберу Во дворец, где играют свирели.
Твой мир колдунами на тысячу лет Укрыт от меня и от света, - И, думаешь ты, что прекраснее нет,
Чем лес заколдованный этот.
Пусть на листьях не будет росы поутру, Пусть луна с небом пасмурным в ссоре, - Все равно я отсюда тебя заберу В светлый терем с балконом на море.
В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно?
Когда я тебя на руках унесу Туда, где найти невозможно?
Украду, если кража тебе по душе, - Зря ли я столько сил разбазарил?! Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
Если терем с дворцом кто-то занял.
1970
Биограф. В 1970 г. Высоцкий женится на известной французской актрисе, известной нам по фильму «Колдунья», Марине Влади. Ей посвящено множество его стихов и песен.
(Исполняется песня «Дом хрустальный»). Биограф. Ну вот, кажется, мы подходим к концу. Вроде бы все не плохо складывается: театр, кино, стихи, песни, выступление, теле¬видение.
Но сколько боли осталось «за кадром». Сколько ролей не сыгранно! Сколько не дано концертов! Первая книга его вышла в 1981 г. - т.е. после смерти.
Присуждена Государственная премия СССР толь¬ко в 1987 г. - через 7 лет после смерти.
(Исполняется песня «Сколько я ни старался») Зато сколько сплетен сложено о нем при жизни...
Я все вопросы освещу сполна - Дам любопытству удовлетворенье!
Да у меня француженка жена - Но русского она происхождения.
Нет, у меня сейчас любовниц нет.
А будут ли? Пока что не намерен.
Не пью примерно около двух лет,
Запью ли вновь? Не знаю, не уверен.
Да нет, живу не возле «Сокола»...
В Париж пока что не проник...
Да что вы все вокруг да около - Да спрашивайте напрямик!
Я все вопросы освещу сполна - Как на духу попу в исповедальне!
В блокноты ваши капает слюна - Вопросы будут, видимо, о спальне...
Да, так и есть! Вот густо покраснел Интервьюер: «Вы изменяли женам?» - Как будто за портьеру подсмотрел Иль под кровать залег с магнитофоном.
Теперь я к основному перейду - Один, стоявший скромно в уголочке,
Спросил: «А что имели вы в виду
В такой-то песне и в такой-то строчке?» Ответ: «Во мне Эзоп не воскресал,
В кармане фиги нет - не суетитесь, - А что имел в виду - то написал, - Вот - вывернул карманы - убедитесь!»
Высоцкий словно чувствовал, что долго ему не жить. Поэтому спешил, хотел успеть сделать побольше.
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Умоляю вас вскачь не лететь.
Но что за кони мне попались привередливые! И дожить не успел, и допеть - не успеть...
Марина Влади. «В четыре часа утра 25 июля я просыпаюсь в поту, зажигаю свет, сажусь на кровать. На подушке - красный цвет - я раздавила огромного комара. Я не отрываясь смотрю на подушку - меня словно заколдовало это яркое пятно. Проходит довольно много времени, и, когда звонит телефон, я знаю, что услышу не твой голос. «Володя умер». Вот и все, два коротких слова, сказанных незнакомым голосом. Тебя придавил лед. Тебе не удалось разбить его...
Как и во всех больших городах, в Москве больше не хоронят на центральных кладбищах. Только в исключи-тельных случаях. А вообще-то надо ехать за город очень далеко. Там и хотели власти похоронить моего мужа. Мы не согласны. Мои друзья и я считаем, что его могила должна находить в самом сердце города, где он родился. Мы направляемся целой делегацией к директору Ваганьковского кладбища. Оно находится в нескольких шагах от нашего дома. Настоящий сад окружает краси¬вую старую церковь. Приезжает Иосиф Кобзон. Как только директор впускает его к себе в кабинет, он гово¬рит: «Нужно место для Высоцкого» - и протягивает ему пачку сторублевок, целое состояние. Срывающимся от рыдания голосом директор кладбища говорит:
- Как вы могли подумать, что я возьму деньги?
Ведь я любил его!...
Он уже приготовил лучшее место, как раз в сере¬дине площадки у входа, чтобы сюда могли прихо¬дить люди и поклониться.
Этот добрый человек даже не мог себе представить, насколько удачно он выбрал место. Вот уже много лет беспрерывный поток людей идет к могиле. Молодые кладут сюда букеты, как на могилу Неизвестного солдата. Другие приносят по обычаю немного коньяка, яблоки, пироги. Некоторые оставляют здесь свою гитару. Стихи сотнями при¬колоты к букетам, которые каждый день собираются в горы цветов.
Директор потерял свое место. Может быть, вла¬сти не простили ему устроенного скандала?.. Могила поэта Владимира Высоцкого в самом центре Москвы стала местом паломничества миллионов людей...»
Ведущий. Он оставил нам наследие: более 600 песен и стихов, более 20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 - в радиоспектаклях.
Он оставил наследников.
В браке со второй женой, актрисой Людмилой Абрамовой, у Владимира Высоцкого родились два сына - Аркадий и Никита. Старший, Аркадий, закончил сценарный факультет ВГИКА и работает на телевидении, а младший, Никита, как и отец, стал актером и руководит государственным культурным центром-музеем В.С. Высоцкого.
О Высоцком много пишут, о нем делают кино¬фильмы и телепередачи, выходят его пластинки и книги, садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты - труднодоступные горные пере¬валы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморных обелисках в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в стихах, песнях, названиях улиц. Его именем работники Крымской астрофизической обсерватории назвали малую планету «Высоцкий».
Корабли постоят - и ложатся на курс, - Но они возвращаются сквозь непогоды...
Не пройдет и полгода - и я появлюсь - Чтобы снова уйти,
Чтобы снова уйти на полгода.
Возвращаются все - кроме лучших друзей, Кроме самых любимых и преданных женщин, Возвращаются все - кроме тех, кто нужней, - Я не верю судьбе,
Я не верю судьбе - а себе еще меньше.
Но мне хочется верить, что это не так,
Что сжигать корабли скоро выйдет из моды.
Я, конечно, вернусь - весь в друзьях и делах, - Я, конечно, спою,
Я, конечно, спою - не пройдет
Немає коментарів:
Дописати коментар