Тема. К. Паустовский «Однажды ночью», сочинение-описание.
Цель. Показать роль прилагательных в художественном восприятии текста, развивать умение точно употреблять прилагательные в устной, письменной речи, формировать навыки правописания падежных окончаний, систематизировать собранный к высказыванию материал, продолжить формировать навыки самоконтроля, совершенствовать навыки чтения, формировать умение выборочного пересказа, прививать любовь к природе.
Оборудование. На доске иллюстрации о зиме; альбом П. Чайковского «Времена года», пьеса «Январь»; музыкальная запись и психологическая установка.
Эпиграф:
Замело, завьюжило Все кусты подряд,
В голубое кружево Нарядился сад.
Рабочий материал (запись на доске):
Снежинки - узорчатые, нежные, серебристые, хрустальные, ажурные, похожие на звёздочки; падают, порхают, кружатся.
Снег - пушистый, мохнатый, мягкий, бархатный ковёр.
Воздух - свежий, морозный, обжигающий, колючий, бодрит.
Иней - прозрачный, цветные огоньки, белое искристое платьице.
Зима - морозная, волшебница, кудесница, чародейка, суровая.
Небо - прозрачное, голубое, низкое, пасмурное.
Ход урока
I. Психологическая установка под музыку.
(Звучит негромко музыка).
Учитель. Улыбнёмся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты, повторяйте вполголоса:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
II. Сообщение темы урока.
Учитель. Попытайтесь определить, о чём
мы будем говорить на уроке.
(Открыть запись на доске после того, как дети назовут отгадку).
Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели.
На окне старик Мороз Льдинкой росписи нанес.
Г. Ладонщиков
На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнём.
И. Никитин
Мы любим дни морозные,
Катка упругий лёд...
О. Высотская
Звонок зовёт на урок
Елка наряжается,
Праздник приближается.
Елка в блёстках ледяных,
В тёплых слёзках смоляных.
Свежая, зелёная,
Огнями озарённая.
- Какое время года описано в стихотворениях?
- Почему вы так решили?
- Действительно, зима - время снега, морозов, сильных ветров и весёлых праздников.
- О каком празднике шла речь стихотворении?
- Новый год - один из самых любимых праздников. Ему радуются и взрослые,
и дети. Все получают подарки, устраивают фейерверки, наряжают ёлочки и сосны, готовят праздничный стол.
На Новый год дети водят хороводы с Дедом Морозом и Снегурочкой.
Обычно, дети утром под ёлочкой или под подушкой, а иногда на стуле возле кровати находят подарки, искренне радуются и благодарят Деда Мороза.
В России стали встречать Новый год 1 января по указу Петра I. В указе подробно объяснялось, как это делать.
Вот и мы с вами встретили любимый праздник - Новый год. Этот праздник всегда совпадает с прекрасной порой школьников, всей детворы - зимними каникулами, которые дают возможность насладиться всеми прелестями волшебницы-зимы.
III. Наблюдение за ролью прилагательных в тексте.
Учитель. Да, дети, мы поговорим о зиме. И понаблюдаем за очень важной ролью прилагательных в описании природы. Эта часть речи не только обозначает признаки предметов. Благодаря именам прилагательным наша речь становится богаче, эмоциональнее, ярче, красивее, праздничнее. Вам предстоит написать сочинение-описание «В чём красота зимы». Чтобы успешно справиться с работой, необходимо подготовиться. Вот этим мы сейчас и займёмся.
- Откройте тетради и запишите дату.
- Прочтите предложения, записанные на доске:
Снег покрыл землю ковром. Летят снежинки. На небе светит солнце. Пришла зима.
- Удачные ли предложения записаны на доске?
- Слова какой части речи необходимо добавить, чтобы получилось описание?
- Составьте и запишите текст. Работать будем в парах. Постарайтесь, чтобы определения у вас не повторялись. Можете использовать рабочие материалы к сочинению.
Работа в парах.
- Какой текст получился у вас?
- Зачитайте (2-3 пары).
- У кого интереснее и почему?
Вывод. Благодаря именам прилагательным, возможны различные варианты предложений.
- Ребята, вспомните, а какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные в предложении?
- Запишите предложения и разберите по членам предложения и по частям речи (у доски).
Наступила зима. Мороз разрисовал окна причудливыми узорами.
- Установите связь слов в предложении.
(Что?) Мороз (что сделал?) разрисовал. Разрисовал (что?) окна. Разрисовал (чем?) узорами. Узорами (какими?) причудливыми.
- Можно ли сказать, что это текст? Докажите.
IV. Работа с текстом рассказа К. Паустовского «Однажды ночью».
1. Рассказ учителя.
- Богатство и разнообразие прилагательных помогли писателям-пейзажистам создать яркие поэтические картины природы.
Мастерство К. Паустовского, чутко воспринимающего красоту, завораживает читателя. Девиз пейзажиста: «Сотри случайные черты и ты увидишь - мир прекрасен!». И в рассказе «Однажды ночью» писатель делится своими впечатлениями о первом снеге (иллюстрации). Я бы хотела, чтобы вы вспомнили о личных впечатлениях о первом снеге и отразили их в сочинениях.
2. Чтение рассказа учителем, а затем дети - «цепочкой».
3. Словарная работа.
- Как понимаете слово «первопуток»? (Первый зимний путь по свежему снегу)
4. Беседа.
- Можно ли сказать, что мы прочитали текст?
- О чём рассказал автор в своём произведении?
- Что так сильно поразило писателя?
- А у вас было такое ощущение?
5. Физкультминутка.
6. Выборочное чтение.
- Прочитайте, как изменилась земля после первого снега.
- Как преобразились леса и озёра после снегопада? Прочитайте. Какую словесную картинку можно нарисовать?
- Как вы думаете, нравится ли К. Паустовскому зима?
- Найдите и прочитайте имена прилагательные, которые употребил писатель для описания неба.
7. Краткий пересказ.
- Прочитайте ту часть текста, где говорится о первом снеге, и подготовьте краткий пересказ.
8. Прослушивание и обсуждение пьесы П.И. Чайковского «Январь».
- Зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов.
- Прослушайте запись и попытайтесь назвать автора и произведение.
(Слушают, пьесу П.И. Чайковского «Январь»).
- Музыка пьесы «Январь» сначала спокойная, неторопливая, звучит нежно и мягко. Звуки переходят плавно один в другой. Но вот рояль звучит встревожено, таинственно. Всё время повторяется небольшая музыкальная фраза - такая жалоба и даже тревога слышится в этой музыке. Каждый решит для себя, что рисует эта музыкальная фраза.
- Затихает, успокаивается музыка - улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Словом, пережитая тревога оставляет в душе какой-то след.
V. Работа над текстом сочинения.
Учитель. Закройте глаза и попытайтесь представить себе картину зимы.
- Запишите тему сочинения.
- Перед нами стоит задача описать красоты зимы. О чём вы должны написать в своём сочинении?
Что можно сказать:
а) о зиме; б) о снеге;
в) о снежинках; г) о небе.
- Что вам нравится в ясную погоду?
- Чем удивила вас зима в пасмурную, ветреную погоду?
- Из каких частей должно состоять сочинение? (Вступление. Основная часть. Заключение)
- О чём вы напишете в 1-й части? Как её можно назвать?
- О чём вы напишете во 2-й части? Как озаглавите?
- Сочинение нельзя обрывать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как можно закончить сочинение?
Физкультминутка.
- Основную мысль сочинения можно выразить эпиграфом.
- Посмотрите на рекомендуемый план, но вы его можете изменить.
План.
1. Наступила зима.
2. Зимняя фантазия:
Небо. Ковёр земли.
Деревья зимой. Сияние снежинок.
3. За что я люблю зиму.
VI. Итог урока.
- Так в чём же красота зимы?
- Слова какой части речи помогли и К. Паустовскому, и вам выразить эту красоту?
- На следующем уроке мы подведём итоги по вашим сочинениям. Распределим роли таким образом:
1- й ряд - редакторы журналов, отбирают работы для печати;
2- й ряд - писатели, представляют свои работы;
3- й ряд - критики, высказывают своё мнение о работе писателей.
- Ребята, благодарю вас за сотрудничество на уроке. Всем спасибо. Урок закончен, все свободны, отдыхайте.
Немає коментарів:
Дописати коментар