понеділок, 4 лютого 2013 р.

Программа Интересных дел Признаемся, никакой программы нет.


Программа Интересных дел Признаемся, никакой программы нет. 

Уроков как таковых нет. Есть разные Интересные Дела, которые предлагает учитель или сами дети. Или чаще всего вопрос «Что делать?» решается вместе. Иногда Интересные Дела тесно связаны с каким-либо предметом. Прогулка к пруду на речке Липка (посмотреть, как застывает вода) – с естествознанием. Подсчёт, сколько мы (вся школа) съедаем мяса в день, – с математикой. Письмо ученикам в другую школу – с русским языком. Чтение любимой книги – с литературой. Но в жизни границ между предметами нет. Придуманную задачку по математике надо записать – это русский язык. Подготовить доклад о кошке – это и чтение книги, и письмо. Литературный театр – это и чтение, и письмо, и рисование, и музыка. И тогда ребёнок встаёт утром с постели не потому, что «надо идти в школу». Он знает, что сегодня будет репетиция «Сказки о козле». Или будем делать книгу – настоящую! – с картинками, переплётом. Или пойдём в другой класс, где учится младший (старший) брат (сестра), рассказывать о гладиаторах, динозаврах, разведении попугаев. Он идёт в школу потому, что там его ждут Интересные Дела! Интересное Дело – это не американський project. Первое: проект – это надолго: на месяц, четверть, год. Скучно. Второе: тему проекта говорит учитель: «Тема нашего проекта – защита окружающей среды...». Проект – это вариация на тему Школы. Интересное Дело – другое дело. Это то, что ребёнок действительно хочет делать. То, что он делал бы даже дома, когда никто его не принуждает. Интересное Дело возникает там, за стенами школы, в настоящей жизни ребенка. Задача – угадать, предугадать, что он действительно хочет и что ему понастоящему интересно. Не просто говорит: «Я хотел бы...» – а подскакивает от радости, не верит своему счастью, не слышит звонка с урока. И строить всю «программу» от этого. В классе 15 учеников. У каждого своя радость. 15 дел одновременно – нереально. Как на практике? Начинаем, как правило, с общих тем. Но, конечно же, это не темы уроков. Это то, на чём сошлись, пересеклись интересы детей и взрослого. Неважно, кто предложил, кто сказал первый: «Давайте будем делать...». Главное, чтобы действительно было интересно всем. Учитель сам составляет программу – делает то, что он хочет. Далее – не примеры, а только варианты работы. Русский язык: газета о жизни класса, переписка с учениками другого класса (другой школы), страница на сайте с новостями для родителей, вопросы к настольной игре, подписи к фотографиям, переписка с Нафаней (Белочкой, Зайчиком), сценарии спектаклей по литературе, задачи по математике, газеты по истории и естествознанию, стихи, сказки, романы... Математика: математические игры и головоломки, измерения расстояния (площади, размера), взвешивание различных предметов, деньги (цена, сдача), собственные интересные задачки... Литература: инсценировки, написание собственных шедевров (рассказов, стихов, фантастических повестей), чтение любимых книг (чтобы потом рассказать о них другим), фильм и книга (можно посмотреть фильм и прочитать книгу, а потом обсудить), спектакль и книга (то же, но вместо фильма – театральная постановка) ... Естествознание и история: доклады на самые разные темы по естествознанию, путешествие на «машине времени» в другие эпохи, история семьи, экскурсии, поездки, выходы в лес, аквариум, попугай или морская свинка – живой уголок в классе. Сколько длится работа над темой? Мы пробовали разные варианты, но, как правило, это 8–10 часов. Хорошо, когда тема укладывается в неделю. Получается, по два урока в день на протяжении недели. Возможно, это первые два урока. Потому что главное – ради этого ребёнок идёт в школу. Ведь это не развлечение, а настоящая учёба. Итак, наша программа – это Интересные Дела, придуманные учителем, детьми или вместе. Над ними работает весь класс, группа или каждый сам по себе. И если мы начинаем с Общих Дел, то потихоньку, шаг за шагом, учимся работать самостоятельно: в группах и поодиночке. Возможность работать самостоятельно – это награда, это «пятёрка» для того, кто научился. Научился говорить вполголоса, спокойно читать книгу, слушать товарища, задавать вопросы, поднимать руку, когда надо. Свобода в обмен на Умения. Я умею! Я научился тому, что не мог делать вчера! И теперь я могу быть самостоятельным, я получаю больше свободы! Работа в группах – более реальный вариант, чем индивидуальная работа. Здоровый ребёнок любит работать вместе, общаться, говорить. Классика: четыре группы по четыре человека. И детям не трудно, и учитель с ума не сойдёт. У каждой группы – своя тема, скорее всего, в рамках общей большой темы. Например, общая тема – космическое путешествие. Темы групп: Солнце, планеты Солнечной системы, звёзды, чёрные дыры. Сначала, как правило, смотрим фильм. Потом делимся на группы, и каждая группа выбирает тему. Идём в библиотеку, ищем книги по своим темам. Передвигаем парты в классе, чтобы было удобнее работать в группах. Дети читают, говорять вполголоса. Итогом работы является газета. Газета – это слово дети всегда пишут с большой буквы и произносят с особым чувством. Там будут и рисунки, и тексты, написанные детьми (иногда мы успеваем их напечатать). На уроке, на перемене, после всех уроков; на парте, на подоконнике, под партой на полу – они делают Газету. И – момент счастья! – дети идут со своей Газетой в соседний класс. Иногда и к старшеклассникам. Его еле видно за столом, это первоклассник, речь его невнятна (занимается с логопедом) – но он делает доклад перед учениками 8-го класса о динозаврах. «У кого-нибудь ещё будут вопросы?..» Ставить запятые, читать с выражением стихи, правильно произносить английские звуки, красиво писать прописную букву «Д», делить столбиком, знать, что нашими предками были славяне (и тюрки), представлять, что будет с водой при нагревании, – бесспорно, надо. Это навыки. Полезные знания и умения, без которых не выйдет Интересное Дело. И поэтому – именно поэтому! – они нужны. Навыки всегда идут вслед за делом. Пишем газету – надо уметь писать. Считаем булочки в столовой – складывать, умножать и делить. Ставим спектакль – читать, писать, рисовать... Сколько времени уходит на эту техническую работу? Быть может, половину, а может, меньше. Решает учитель – всё зависит от ситуации. Нет рецептов и чётких инструкций – есть различные ситуации в жизни. Как мы прорабатываем навыки: все вместе, по группам, поодиночке? Главным образом, индивидуально. Математика – много разноуровневых карточек. Русский – карточки на грамматические структуры. Хотя что такое индивидуальная работа? Дети могут обсуждать и спрашивать у товарищей, как делать задачу или упражнение. Индивидуальная работа превращается в групповую. На стенде висит лист успехов – лист «Я УМЕЮ». Если я уже умею делить двузначное число на однозначное – у меня стоит «зачёт», плюс. Такой «зачёт» – не оценка: это признание учителем, что я действительно хорошо могу выполнять эту работу. И могу помочь товарищу, который ещё не научился это делать. А когда учитель считает, что надо что-то объяснить всем, он требует внимания и тишины. И начинается урок (ну, наконец-то!). Но не большой – на 5–10 минут. Это урок a posteori – урок по следам детского интереса, возникающих проблем.

Немає коментарів:

Дописати коментар