Фантастика – любимый жанр молодежи
Слово
«литература» пришло к нам из латинского языка. В переводе – «литера» – «буква»,
т. е. то, что написано, письменность. В широком смысле литера- турой называют
любые творения человеческой мысли,
зафиксированные
в написанном или напечатанном слове. Художественная литература описывает мир,
придуманный автором, т. е. литература это не только слова, но и искусство
выдумки. Одним из самых популярных литературных жан- ров у современной молодёжи
является жанр фантастики. Слово «фантастика» произошло от греческого
«phantastike» – искусство воображать. История этого жанра уходит в глубь веков.
Уже в седой древности писатели и поэты пользовались приёмами фантасти- ческого
и даже, опережая уровень технического развития современного им общества,
предвидели многие научные открытия будущего. Например, в «Правдивой истории»
Лукиана (II в н.э.) читаем: «В чертогах царя… не особенно глубокий
колодец, прикрытый большим зеркалом. Если заглянуть в то зеркало, увидишь все
города и народы, точно они находятся перед тобою». Разве это не технические
особенности телевидения? Ряд исследователей склоняют- ся к другой точке зрения:
«Научная фантастика родилась в горниле готической литературы» (Б. Олдисс).
Однако традиционно законодателями жанра признаны писатели более позднего
времени – американцы Эдгар По и Марк Твен, француз Жюль Верн, англичане
Герберт Уэллс и Артур Конан Дойл. Именно они стояли у истоков взрыва
читательского интереса к фантастическому сюжету в ХХ веке, когда в 1927 году американец
Хьюго Гернсбек основал журнал «Удивительные истории», ставший первым
периодическим изданием, которое специализировалось на «научной беллетристике» (science
fiction). Русский эквивалент этого термина – «научная фантастика».
Современная фантастика – сложное литературное явление. Это литературный жанр с
великим множеством литературных направлений.
Во-первых, это – научная фантастика (science
fiction). Термин был придуман Хьюго Гернсбеком. В его честь названа
знаменитая международная премия «Хьюго». Гернсбек разделил жанр фантастики на
технологическую фантастику и фантастические сказки, («фэнтези»). Он
считал, что основные задачи научной фантастики – обучать и предсказывать. «Мир
нужно изменить, иначе он неконтролируемым образом начнёт изменять нас самих» (С.
Лем). Мастера жанра научной фантастики с мировым именем: А. Азимов, К.
Саймак, А. Кларк, Р. Брэдбери, С. Лем и др.
Во-вторых, киберпанк. Это направление,
отличающееся пессимистичным взглядом на высокотехнологичное будущее, появилось
в США в первой половине 80-х годов. Проблематика киберпанка – сращивание
человека с машиной, исчезновение чётких границ между реальным миром и
виртуальной реальностью, превращение человека в придаток компьютерного разума.
В русской и украинской фантастике это направление находится в стадии развития.
В-третьих, существует и такое направление,
как альтернативная история. Оно описывает возможные, но несостоявшиеся варианты
развития истории. При этом предполагается допущение: «что было бы, если…».
Сюжет, как правило, развивается в параллельном мире или основан на путешествие
во времени. У приверженцев этого направления есть своя премия за лучшее
произведение – «Меч в зеркале». Её лауреатами становились Вершинин, Еськов,
Лазарчук.
В-четвёртых, оригинальное
направление российских писателей-фантастов – турбореализм. Критик С. Бережной
назвал его «философско-психологической интеллектуальной фантастикой, свободно
обращающейся с реальностью». Представителей этого направления трудно назвать
фантастами в традиционном понимании этого слова. Но и реалистами в полной мере
их тоже не назовёшь. С. Бережной отнёс к турбореалистам Пелевина, Столярова,
Геворкяна.
В-пятых, у братьев Стругацких и их
«учеников» основной идеей произведений является «заклание священных коров»:
«Мир жесток, бессмыслен и иррационален, всем заправляют могущественные
сверхъестественные силы…» (Головачев, Лазарчук, Рыбаков, Звягинцев). Впервые принципы, утверждающие, что любое разумное существо должно служить прогрессу
всего Космоса, были сформулированы
Циолковским и развиты И. Ефремовым. Их
последователи: Харламов, Рыбин, Пухов, Глазков, Корабельников и др.
В-шестых, в 1995 году в печати появился
«Волкодав»
Марии Семёновой, и вместе с ним – новый жанр – славянское фэнтези. В 2000 году
вокруг «Волкодава» и его продолжения «Волкодав. Право на поединок» сложился
мультимедийный проект «Мир Волкодава», включающий помимо книг комиксы и
настольные игры. Кульминацией этого проекта станет фильм «Волкодав» по роману
М. Семёновой.
Существует версия, что научная
фантастика умирает как жанр. Она возникла в эпоху научно-технического
прогресса, став своеобразным символом НТР в литературе. Учёные отмечают спад научных
открытий. Нет бурного развития научно-технического прогресса, нет и научной
фантастики.
В-седьмых, из научной фантастики
постепенно выделилось в отдельную и перспективную ветвь такое направление, как
«фэнтези», с его волшебным миром мифологических и фольклорных образов. Л.
Картер определяет «фэнтези» как «рассказ о чудесах, которые не принадлежат ни к
миру научному, ни к миру потустороннему» («Воображаемые миры»). Весьма
точно даёт определение этого литературного явления характеристика Уэллса: «…это
особый мир фантазий, которые не ставят своей целью говорить о том, что на деле может
случиться; эти книги ровно настолько же убедительны, насколько убедителен
хороший захватывающий сон. Они завладевают нами, благодаря художественной
иллюзии, а не доказательной аргументации». Это светлая фантастическая сказка
для взрослых и детей, иногда героическая, но несущая невообразимые чудеса,
невероятные путешествия во времени и пространстве, не укладывающиеся ни в какие
рамки действительности, но заканчивающиеся, как правило, счастливо. История
«фэнтези» как самостоятельного направления началась с публикаций Р. Говарда о
Конане-варваре, славном Конане далекой Хайборийской эры, и выхода трёхтомного
«Властелина колец» Р. Толкиена. Книги Р. Толкиена внесены в золотой фонд
мировой литературы, их читают не только подростки, но и философы, этнологи,
богословы, социологи, которых никак не обвинишь в инфантилизме.
Мастера
«фэнтези»:
– М. Муркок («Повелители
мечей», «Феникс и обсидиане», «Колдовство и меч»).
– У. Ле Гуин – восьмикратный
лауреат премии «Хьюго» и «Небьюпа» (цикл «Земноморье»).
– Р. Железны («Хроники
Амбера», «Этот бессмертный», «Властитель снов», «Бог света», «Остров мёртвых»).
– К.С. Льюис («Хроники Нарнии») и др.
Фантастика
завоёвывает всё большую и большую аудиторию, как среди молодёжи, так и среди
представителей старшего поколения. Она включает в себя мистику, фантастику
ужасов, боевую фантастику, фэнтези, совсем не смущаясь сочетанием научных
терминов, юмора, психологии и используя всё многообразие имеющихся в
современной литературе форм и жанров. Она рассказывает о будущем и прошлом,
комбинирует, собирает, перекраивает время и пространство, заботясь о том, чтобы
нам не было скучно жить.__
словарь
употребляемых терминов
Актуальный (от латинского –
деятельный) –
важный, существенный для настоящего времени. Алфавит – от названий греческих
букв «альфа» и «вита» (вета). Латинский алфавит.
Аннотация (от латинского –
примечание, пометка) –
краткая характеристика книги, статьи, рукописи, раскрывающее её содержание,
идейную направленность, назначение и другие особенности.
Библиография (от греческого –
книга) –
отрасль научной и практической деятельности, задачей которой является учёт
печатной и рукописной продукции и информации о ней: 1) полный или выборочный
список литературы по теме; 2) отдел в периодических изданиях, посвященный
краткому разбору вновь выходящих книг.
Жанр (от французского
– род, вид) –
исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения;
например: в живописи –портрет, пейзаж; в музыке – симфония, песня, кантата; в
литературе – роман, поэма.
Информация (от латинского –
разъяснение, изложение) – 1) сообщение о чём-либо; 2) сведения, являющиеся
объектом хранения, переработки и передачи.
Иллюстрация (от латинского –
прояснять) –
изображение, рисунок, фотография и др., поясняющая или дополняющая какой-либо
текст.
Каталог (от греческого –
список) –
список, перечень предметов (книг, картин, рукописей и т.п.),
составленный в порядке, облегчающем их нахождение.
Картотека (от греческого –
вместилище, ящик) –
1) систематизированное собрание карточек, с какими-либо сведениями,
материалами; 2) ящик для хранения таких карточек.
Конференция (от латинского –
собирать в одно место) – собрание, совещание представителей каких-либо
организаций, групп, а так же отдельных лиц для обсуждения и решения
определённых вопросов.
Презентация в переводе с
латинского – общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося,
созданного, например, книги, журнала, кинофильма и пр.
Пергамент (от названия
древнегреческого г. Пергама в Малой Азии) – кожа животных, особым способом
обработанная, до изобретения бумаги служила для письма.
Фонд (от латинского –
основание) –
запас, накопление, капитал.
Фэнтези – один из направлений
жанра научной фантастики, получивший распространение во второй половине ХХ
века.
Немає коментарів:
Дописати коментар