середа, 6 березня 2013 р.

Фантастика – любимый жанр молодежи


Фантастика – любимый жанр молодежи

Слово «литература» пришло к нам из латинского языка. В переводе – «литера» – «буква», т. е. то, что написано, письменность. В широком смысле литера- турой называют любые творения человеческой мысли,
зафиксированные в написанном или напечатанном слове. Художественная литература описывает мир, придуманный автором, т. е. литература это не только слова, но и искусство выдумки. Одним из самых популярных литературных жан- ров у современной молодёжи является жанр фантастики. Слово «фантастика» произошло от греческого «phantastike» – искусство воображать. История этого жанра уходит в глубь веков. Уже в седой древности писатели и поэты пользовались приёмами фантасти- ческого и даже, опережая уровень технического развития современного им общества, предвидели многие научные открытия будущего. Например, в «Правдивой истории» Лукиана (II в н.э.) читаем: «В чертогах царя… не особенно глубокий колодец, прикрытый большим зеркалом. Если заглянуть в то зеркало, увидишь все города и народы, точно они находятся перед тобою». Разве это не технические особенности телевидения? Ряд исследователей склоняют- ся к другой точке зрения: «Научная фантастика родилась в горниле готической литературы» (Б. Олдисс). Однако традиционно законодателями жанра признаны писатели более позднего времени – американцы Эдгар По и Марк Твен, француз Жюль Верн, англичане Герберт Уэллс и Артур Конан Дойл. Именно они стояли у истоков взрыва читательского интереса к фантастическому сюжету в ХХ веке, когда в 1927 году американец Хьюго Гернсбек основал журнал «Удивительные истории», ставший первым периодическим изданием, которое специализировалось на «научной беллетристике» (science fiction). Русский эквивалент этого термина – «научная фантастика». Современная фантастика – сложное литературное явление. Это литературный жанр с великим множеством литературных направлений.
Во-первых, это – научная фантастика (science fiction). Термин был придуман Хьюго Гернсбеком. В его честь названа знаменитая международная премия «Хьюго». Гернсбек разделил жанр фантастики на технологическую фантастику и фантастические сказки, («фэнтези»). Он считал, что основные задачи научной фантастики – обучать и предсказывать. «Мир нужно изменить, иначе он неконтролируемым образом начнёт изменять нас самих» (С. Лем). Мастера жанра научной фантастики с мировым именем: А. Азимов, К. Саймак, А. Кларк, Р. Брэдбери, С. Лем и др.
Во-вторых, киберпанк. Это направление, отличающееся пессимистичным взглядом на высокотехнологичное будущее, появилось в США в первой половине 80-х годов. Проблематика киберпанка – сращивание человека с машиной, исчезновение чётких границ между реальным миром и виртуальной реальностью, превращение человека в придаток компьютерного разума. В русской и украинской фантастике это направление находится в стадии развития.
В-третьих, существует и такое направление, как альтернативная история. Оно описывает возможные, но несостоявшиеся варианты развития истории. При этом предполагается допущение: «что было бы, если…». Сюжет, как правило, развивается в параллельном мире или основан на путешествие во времени. У приверженцев этого направления есть своя премия за лучшее произведение – «Меч в зеркале». Её лауреатами становились Вершинин, Еськов, Лазарчук.
В-четвёртых, оригинальное направление российских писателей-фантастов – турбореализм. Критик С. Бережной назвал его «философско-психологической интеллектуальной фантастикой, свободно обращающейся с реальностью». Представителей этого направления трудно назвать фантастами в традиционном понимании этого слова. Но и реалистами в полной мере их тоже не назовёшь. С. Бережной отнёс к турбореалистам Пелевина, Столярова, Геворкяна.
В-пятых, у братьев Стругацких и их «учеников» основной идеей произведений является «заклание священных коров»: «Мир жесток, бессмыслен и иррационален, всем заправляют могущественные сверхъестественные силы…» (Головачев, Лазарчук, Рыбаков, Звягинцев).  Впервые принципы, утверждающие, что любое  разумное существо должно служить прогрессу всего  Космоса, были сформулированы Циолковским и  развиты И. Ефремовым. Их последователи: Харламов, Рыбин, Пухов, Глазков, Корабельников и др.
В-шестых, в 1995 году в печати появился «Волкодав» Марии Семёновой, и вместе с ним – новый жанр – славянское фэнтези. В 2000 году вокруг «Волкодава» и его продолжения «Волкодав. Право на поединок» сложился мультимедийный проект «Мир Волкодава», включающий помимо книг комиксы и настольные игры. Кульминацией этого проекта станет фильм «Волкодав» по роману М. Семёновой.
Существует версия, что научная фантастика умирает как жанр. Она возникла в эпоху научно-технического прогресса, став своеобразным символом НТР в литературе. Учёные отмечают спад научных открытий. Нет бурного развития научно-технического прогресса, нет и научной фантастики.
В-седьмых, из научной фантастики постепенно выделилось в отдельную и перспективную ветвь такое направление, как «фэнтези», с его волшебным миром мифологических и фольклорных образов. Л. Картер определяет «фэнтези» как «рассказ о чудесах, которые не принадлежат ни к миру научному, ни к миру потустороннему» («Воображаемые миры»). Весьма точно даёт определение этого литературного явления характеристика Уэллса: «…это особый мир фантазий, которые не ставят своей целью говорить о том, что на деле может случиться; эти книги ровно настолько же убедительны, насколько убедителен хороший захватывающий сон. Они завладевают нами, благодаря художественной иллюзии, а не доказательной аргументации». Это светлая фантастическая сказка для взрослых и детей, иногда героическая, но несущая невообразимые чудеса, невероятные путешествия во времени и пространстве, не укладывающиеся ни в какие рамки действительности, но заканчивающиеся, как правило, счастливо. История «фэнтези» как самостоятельного направления началась с публикаций Р. Говарда о Конане-варваре, славном Конане далекой Хайборийской эры, и выхода трёхтомного «Властелина колец» Р. Толкиена. Книги Р. Толкиена внесены в золотой фонд мировой литературы, их читают не только подростки, но и философы, этнологи, богословы, социологи, которых никак не обвинишь в инфантилизме.
Мастера «фэнтези»:
– М. Муркок («Повелители мечей», «Феникс и обсидиане», «Колдовство и меч»).
– У. Ле Гуин – восьмикратный лауреат премии «Хьюго» и «Небьюпа» (цикл «Земноморье»).
– Р. Железны («Хроники Амбера», «Этот бессмертный», «Властитель снов», «Бог света», «Остров мёртвых»). – К.С. Льюис («Хроники Нарнии») и др.
Фантастика завоёвывает всё большую и большую аудиторию, как среди молодёжи, так и среди представителей старшего поколения. Она включает в себя мистику, фантастику ужасов, боевую фантастику, фэнтези, совсем не смущаясь сочетанием научных терминов, юмора, психологии и используя всё многообразие имеющихся в современной литературе форм и жанров. Она рассказывает о будущем и прошлом, комбинирует, собирает, перекраивает время и пространство, заботясь о том, чтобы нам не было скучно жить.__

словарь употребляемых терминов
Актуальный (от латинского – деятельный) – важный, существенный для настоящего времени. Алфавит – от названий греческих букв «альфа» и «вита» (вета). Латинский алфавит.
Аннотация (от латинского – примечание, пометка) – краткая характеристика книги, статьи, рукописи, раскрывающее её содержание, идейную направленность, назначение и другие особенности.
Библиография (от греческого – книга) – отрасль научной и практической деятельности, задачей которой является учёт печатной и рукописной продукции и информации о ней: 1) полный или выборочный список литературы по теме; 2) отдел в периодических изданиях, посвященный краткому разбору вновь выходящих книг.
Жанр (от французского – род, вид) – исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения; например: в живописи –портрет, пейзаж; в музыке – симфония, песня, кантата; в литературе – роман, поэма.
Информация (от латинского – разъяснение, изложение) – 1) сообщение о чём-либо; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи.
Иллюстрация (от латинского – прояснять) – изображение, рисунок, фотография и др., поясняющая или дополняющая какой-либо текст.
Каталог (от греческого – список) – список, перечень предметов (книг, картин, рукописей и т.п.), составленный в порядке, облегчающем их нахождение.
Картотека (от греческого – вместилище, ящик) – 1) систематизированное собрание карточек, с какими-либо сведениями, материалами; 2) ящик для хранения таких карточек.
Конференция (от латинского – собирать в одно место) – собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, а так же отдельных лиц для обсуждения и решения определённых вопросов.
Презентация в переводе с латинского – общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного, например, книги, журнала, кинофильма и пр.
Пергамент (от названия древнегреческого г. Пергама в Малой Азии) – кожа животных, особым способом обработанная, до изобретения бумаги служила для письма.
Фонд (от латинского – основание) – запас, накопление, капитал.
Фэнтези – один из направлений жанра научной фантастики, получивший распространение во второй половине ХХ века.

Немає коментарів:

Дописати коментар