Слова, подслушанные
у природы
Цель. Познакомить с
научно-популярной статьей; воспитывать уважительное, отношение к природе.
Ход урока
I. Органайзер.
Представление
«почетного гостя» урока (коллективно созданный образ мудреца, хранителя степи,
врачевателя, старейшего знатока природы), который приглашает всех в свои
угодья, владения – степь. Из предложенных учащимися названий выбраны и озвучены
следующие: Полевичок; Полюшник; Жатвич. Вручение жетонов за поисковую работу.
II. Мотивация
учебной деятельности.
Типчак Ковылович
«объявляет» тему раздела «Прислушайся к слову».
Работа в группах.
Учащиеся восстанавливают деформированный текст. научиться 2 не понимать, 7 и
понимать 12 читать 11 и понимать, 9 о чем 14 и ничего 6 не написано. 15 трояко:
4 даже то, 13 читать 8 а можно 10 читать 5 Можно 1 читать 3
Ответ. Можно
научиться читать трояко: читать и ничего не понимать, читать и понимать, а
можно читать и понимать даже то, о чём не написано.
Вручение жетонов.
III. Актуализация
опорных знаний.
Перед отправлением
в путешествие учащимся предлагается «вернуться» в гостиницу и взять с собой
определенный дорожный запас.
Проверяется
выполнение разноуровневых домашних заданий.
IV. Сообщение темы
и задач урока.
Учитель
представляет экскурсовода первого дня путешествия Льва Успенского и его
записную книгу под названием «Слова, подслушанные у природы» и просит
виртуально переместиться во владения Типчака Ковыловича.
V. Восприятие
учебного материала.
Учитель предлагает
от имени автора открыть учебник. Ученикам предлагается обратить внимание на
стиль изложения и определить жанр произведения.
Текст читает
заранее подготовленный ученик с высокой техникой чтения.
Обсуждение
прочитанного.
Мини-лекция. Справка
об авторе.
(Рас сказывает
заранее подготовленный ученик).
VI. Осознание и
осмысление новых заданий.
Учащимся
предлагается перечитать статью молча и сказать, ответил ли автор на вопрос:
«Откуда и как они получили эту удивительную способность?»
VII. Осмысление и
обобщение.
Учитель предлагает
ребятам найти в произведении автора строки – объяснение ученых, как люди
научились языку. Живая природа: птица кричит «Куку» (кукушка); малыш,
передразнивая животное, рождает слово «хрю-хрю» (хрюшка).
Неживая природа:
раскат грома, свист ветра, шуршание камыша, рокот бурных вод, грохот обвалов.
Работа оценивается
в 3 жетона.
Вывод. Как-то иначе
– слова заимствованы из других языков или пришли из старославянского. Например,
вода – ведро. По ходу рассуждений дети заполняют маршрутные листы.
VIII.
Систематизация знаний.
Найти в тексте
предложение, которое выражает главную мысль автора. Вывод. Природа может сама
подсказать, как образовалось слово. Предлагается учащимся вспомнить, как в
литературе называется явление звукоподражания, звукописи.
Ответ. Это явление
называется аллитерацией.
Вручение жетонов.
– В какой части
статьи автор особенно подчеркивает явление аллитерации?
IX. Первичное
применение знаний, формирование умений.
Учитель предлагает
не только подслушивать, но и подсматривать у природы.
Отгадать загадки на
сербском языке.
Работа в паре.
Отгадать значение слов:
Дрвосеча Мравоед
Полипривредник
Веверица
– Образование каких
слов обязано звукоподражанию? (Шумар, кукавица)
– Как образовались
другие слова?
Комментарии
учителя: любичица – рождается от любви, любимый цветок – подснежник.
Вручение жетонов,
заполнение маршрутных листов.
X. Закрепление
умений.
Работа в группах.
Украинский венок – оберег, знахарь души.
(Раздаются венки и
перечень цветов к ним).
Украинский веночек
– оберег, знахарь души:
Тысячелистеник
Калина Барвинок Васильки
– Выберите из
названий цветов слова, образованные звукоподражанием. (Среди названий цветов
нет слов, образованных звукоподражанием. Они возникли иначе).
XII. Подведение итогов.
Немає коментарів:
Дописати коментар