субота, 5 січня 2013 р.

Слова, подслушанные у природы


Слова, подслушанные у природы

Цель. Познакомить с научно-популярной статьей; воспитывать уважительное, отношение к природе.
Ход урока
I. Органайзер.
Представление «почетного гостя» урока (коллективно созданный образ мудреца, хранителя степи, врачевателя, старейшего знатока природы), который приглашает всех в свои угодья, владения – степь. Из предложенных учащимися названий выбраны и озвучены следующие: Полевичок; Полюшник; Жатвич. Вручение жетонов за поисковую работу.
II. Мотивация учебной деятельности.
Типчак Ковылович «объявляет» тему раздела «Прислушайся к слову».
Работа в группах. Учащиеся восстанавливают деформированный текст. научиться 2 не понимать, 7 и понимать 12 читать 11 и понимать, 9 о чем 14 и ничего 6 не написано. 15 трояко: 4 даже то, 13 читать 8 а можно 10 читать 5 Можно 1 читать 3
Ответ. Можно научиться читать трояко: читать и ничего не понимать, читать и понимать, а можно читать и понимать даже то, о чём не написано.
Вручение жетонов.
III. Актуализация опорных знаний.
Перед отправлением в путешествие учащимся предлагается «вернуться» в гостиницу и взять с собой определенный дорожный запас.
Проверяется выполнение разноуровневых домашних заданий.
IV. Сообщение темы и задач урока.
Учитель представляет экскурсовода первого дня путешествия Льва Успенского и его записную книгу под названием «Слова, подслушанные у природы» и просит виртуально переместиться во владения Типчака Ковыловича.
V. Восприятие учебного материала.
Учитель предлагает от имени автора открыть учебник. Ученикам предлагается обратить внимание на стиль изложения и определить жанр произведения.
Текст читает заранее подготовленный ученик с высокой техникой чтения.
Обсуждение прочитанного.
Мини-лекция. Справка об авторе.
(Рас сказывает заранее подготовленный ученик).
VI. Осознание и осмысление новых заданий.
Учащимся предлагается перечитать статью молча и сказать, ответил ли автор на вопрос: «Откуда и как они получили эту удивительную способность?»
VII. Осмысление и обобщение.
Учитель предлагает ребятам найти в произведении автора строки – объяснение ученых, как люди научились языку. Живая природа: птица кричит «Куку» (кукушка); малыш, передразнивая животное, рождает слово «хрю-хрю» (хрюшка).
Неживая природа: раскат грома, свист ветра, шуршание камыша, рокот бурных вод, грохот обвалов.
Работа оценивается в 3 жетона.
Вывод. Как-то иначе – слова заимствованы из других языков или пришли из старославянского. Например, вода – ведро. По ходу рассуждений дети заполняют маршрутные листы.
VIII. Систематизация знаний.
Найти в тексте предложение, которое выражает главную мысль автора. Вывод. Природа может сама подсказать, как образовалось слово. Предлагается учащимся вспомнить, как в литературе называется явление звукоподражания, звукописи.
Ответ. Это явление называется аллитерацией.
Вручение жетонов.
– В какой части статьи автор особенно подчеркивает явление аллитерации?
IX. Первичное применение знаний, формирование умений.
Учитель предлагает не только подслушивать, но и подсматривать у природы.
Отгадать загадки на сербском языке.
Работа в паре. Отгадать значение слов:
Дрвосеча Мравоед
Полипривредник Веверица
– Образование каких слов обязано звукоподражанию? (Шумар, кукавица)
– Как образовались другие слова?
Комментарии учителя: любичица – рождается от любви, любимый цветок – подснежник.
Вручение жетонов, заполнение маршрутных листов.
X. Закрепление умений.
Работа в группах. Украинский венок – оберег, знахарь души.
(Раздаются венки и перечень цветов к ним).
Украинский веночек – оберег, знахарь души:
Тысячелистеник Калина Барвинок Васильки
– Выберите из названий цветов слова, образованные звукоподражанием. (Среди названий цветов нет слов, образованных звукоподражанием. Они возникли иначе).
XII. Подведение итогов.

Немає коментарів:

Дописати коментар