Мы чтить тебя привыкли с детских лет…
Тема. Спряжение
глаголов.
Цель. Обобщить
знания учащихся о глаголе как самостоятельной части речи; учить определять
спряжение глаголов; развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь к
русскому языку
Ход урока
I. Организация
класса.
II. Актуализация
опорных знаний.
– Какая часть речи
называется глаголом?
– Как изменяются
глаголы?
Разгадывание
кроссворда.
– Относишься с
уважением к людям. (Уважаешь)
– Обратишься к
кому-либо с вопросом. (Спросишь)
– Подвергаешься опасности,
риску. (Рискуешь)
– Мужественно
переносишь боль. (Терпишь)
– Не забываешь о
дорогих тебе людях. (Помнишь)
Рассказ о Пушкине и
его творчестве.
– Выражаешь своё
мнение, доказываешь, несмотря на правоту. (Споришь)
Минутка
чистописания.
– Урок пройдет в
форме путешествия по сказкам Пушкина. С помощью букв и соединений мы изобразим
морские волны.
Работа над
предложением.
Царь с царицею
простился,...
(Характеристика
предложения устно).
ІІІ. Систематизация
знаний учащихся.
1. Выборочный
диктант.
– Мы и прибыли в
волшебную страну, которая называется Лукоморье. (Толкование по словарю С.И.
Ожегова).
Лукоморье – морской
залив.
– Где встречается
это название у Пушкина?
( В поэме «Руслан и
Людмила».)
– Сейчас прозвучит
известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».
Выпишите все
глаголы для обозначения действия сказочных героев.
Ходит, идёт,
заводит, говорит, бродит, сидит, стоит.
2. Упражнение в
определении времени, лица и числа глаголов.
Буду служить тебе
славно, усердно и очень исправно.
Туча по небу идет,
бочка по морю плывет.
– Назовите
орфограммы, определите время, лицо и число глаголов.
3. Упражнение в
спряжении глаголов.
Я плыву служу
4. Творческая
работа.
Найти в тексте
глаголы, записать, поставив их в неопределённую форму.
Жил-был славный
царь Дадон.
Смолоду был грозен
он
И соседям то и дело
Наносил обиды
смело...
Быть, наносить...
IV. Работа над
новой темой.
1. Грамматическая
сказка.
В царстве
Грамматика жил–был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был
трудолюбивым, деятельным. Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение.
– Пришло время вам
заменить меня.
Думали они и
решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной
форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными.
2. Упражнение в
спряжении глаголов.
V. Физкультминутка
для глаз.
VI. Закрепление
знаний учащихся.
– На острове есть и
другие чудеса. (Звучит отрывок из произведения Н.А. Римского-Корсакова «Три
чуда»).
– Какого героя из
сказки Пушкина вы представили?
Белка там живет
ручная.
Да затейница какая!
– Как объяснить
слово «затейница»?
(Толкование слова).
– Подберите к нему
однокоренные слова, разберите по составу.
2. Работа по
карточкам.
– Злой волшебник
рассыпал строчки
Пушкина.
(Дети работают с
карточками по рядам).
Карточка.
блистают латы, У
ворот идут в палаты;
И стоят Все тепер в
глазах царя Тридцать три богатыря.
Все теперь идут в
палаты;
У ворот блистают
латы,
И стоят в глазах
царя
Тридцать три
богатыря.
3. Музыкальная
разминка.
Песенка белочки «Во
саду ли, в огороде».
VII. «Что за
прелесть эти сказки…»
1. Рассказ о
пребывании А.С. Пушкина в Болдино.
2. Поэтическая
минутка.
Дети рассказывают
выученные наизусть произведения А.С. Пушкина.
VIII. Итог урока.
Ветер по морю
гуляет и кораблик подгоняет.
Пушки с пристани палят,
кораблю пристать велят.
– Сколько доброго,
волшебного, прекрасного несут нам сказки А.С. Пушкина!
Немає коментарів:
Дописати коментар